Активисты общественного движения «Рыболовы Самарской области» бьют тревогу - незаконная охота на раков в Волге и других водоемах области приняла масштабы бедствия.
После нескольких совместных рейдов с представителями Рыбнадзора общественники убедились в том, что безнаказанность нарушителями закона воспринимается как норма.
Штрафы за незаконный лов составляют от одной до десяти тысяч рублей, что является смехотворно ничтожной суммой на фоне среднего оборота одного рыбацкого стана - нескольких десятков тысяч рублей в день. Сотрудники охранного ведомства прикрываются несовершенным законодательством, а также нехваткой кадров и материальных ресурсов. Выходит, что один инспектор сейчас должен контролировать несколько десятков километров волжского русла. Понятно, что до ловли браконьеров руки не доходят.
- Мы выехали в рейд 10 февраля после многочисленных жалоб рыбаков на обилие незаконных сетей на реке Криуше. Прибыли туда и увидели, что браконьерский стан стоит рядом с домом участкового инспектора Рыбохраны. На реке Самаре на промысловом участке все перегорожено через каждые 50 метров, когда по закону должно быть не менее 300. И даже промысловики, которые платят за лицензию, не могут контролировать свои участки и снимать браконьерские сети, потому что попросту боятся, - рассказал руководитель движения «Рыболовы Самарской области» Сергей Карпов.
По документам Рыбнадзора, в обороте Саратовского водохранилища официально 2000 раколовок. А только у одного браконьера во время недавнего рейда изъяли больше тысячи таких ловушек. Но проблема еще и в том, что размер ячейки сетки в самой распространенной модели раколовки китайского производства - 5 мм, когда по правилам рыболовства она должна быть не менее 22 мм, чтобы мелкие раки и рыба могли просачиваться сквозь сеть. Стоимость такого снаряжения на рынках города от 250 до 300 рублей. Для сравнения: цена килограмма раков в розницу от 200 рублей. За сутки в раколовку попадает от 5 до 7 кг раков.
По данным «Рыболовов Самарской области», только в Самаре работает больше сотни точек продажи раков. Каждая из них реализует от 20 кг товара. То есть минимальная ежедневная выручка этого теневого рынка составляет 600 тысяч рублей, или около 20 миллионов рублей в месяц. А если учесть точки в Тольятти, Сызрани и по области, то годовой оборот (точнее сезонный - 6 месяцев) превышает 300 млн рублей. И это по самым скромным подсчетам.
- Я считаю, что проблему браконьерства нельзя рассматривать отдельно от реализации незаконного оборудования, но наше ведомство не может это контролировать. А эти китайские раколовки продаются в Самаре практически на каждом рынке.
К тому же есть и другая сторона проблемы, пока существует возможность сбыта улова, то браконьерство будет процветать, - считает заместитель начальника отдела Госконтроля, надзора и рыбохраны Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Владимир Кадушников.
В качестве мер по спасению «Рыболовы Самарской области» предлагают властям запретить вновь открытый три года назад траловый лов рыбы на Волге, как это сделано в Татарстане, и увеличить размеры штрафов за браконьерство с рецедивом - в геометрической прогрессии. Выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень о запрете продажи на территории России орудий лова, чье использование запрещено правилами рыболовства (электроудочки, сети, ра-коловки и ловушки рыбы с размером ячейки менее 22 мм). И самое главное - рыболовы призывают усилить контроль ГУ МВД РФ по Самарской области по пресечению сбыта незаконно добытых водных биологических ресурсов, в том числе раков, из частных автомобилей, а также лицами, не являющимися предпринимателями.