В новом составе областного правительства Ольга Рыбакова самый опытный министр - она руководит губернской культурой с 2004 года. Причем ее новое назначение на этот пост активно поддержали многие ведущие деятели культуры и искусства. В интервью министр рассказала о своем понимании главных задачах ведомства в развитии культурной жизни региона.
- Какие задачи ставились перед вами, когда вас вновь назначили министром культуры? Чего ждет от вас губернатор?
- Задач много, мы с Николаем Ивановичем на эту тему долго общались. Но самое главное его требование – власть должна стать открытой для гражданского общества, для населения. Все, что она делает, должно быть понятно людям, отвечать их интересам и соответствовать реальным потребностям населения.
Сейчас мы по-новому подходим к анализу этих потребностей. Вот, например, абонементы, которые предлагает филармония, - насколько эти программы интересны жителям губернии? Раньше мы в большей степени шли от оценки посещаемости: если зал полный, значит, все хорошо. Но у нас один такой зал на три с лишним миллиона жителей области. Было бы совсем грустно, если бы эти несколько сот мест были не заполнены. Очевидно, в этом случае заполняемость зала не может быть главным критерием оценки качества. Необходима обратная связь со зрителями.
У нас в регионе много проблем и с образованием в сфере культуры. Только хореографическое училище находится в ведении министерства культуры, а все учреждения среднего профессионального образования и учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры – в подчинении у министерства образования и муниципальных районов. Для более качественной подготовки кадров некоторые учреждения должны находиться в ведомстве министерства культуры. Мы провели глубокий всесторонний анализ ситуации и готовы выйти с предложениями к губернатору.
Еще одна важная задача – приобретение музыкальных инструментов. На эти нужды губернатором сейчас выделено свыше 27 миллионов рублей на субсидии органам местного самоуправления.
Вообще, материально-техническая база учреждений культуры – это очень серьезный комплекс проблем. За последние три-четыре года на улучшение материальной базы культурно-досуговых центров и библиотек области было потрачено более 800 миллионов рублей. В прошлом году мы приступили к реализации областной целевой программы, по которой объем финансирования до 2018 года составит 5,1 млрд рублей из областного бюджета и еще 3,6 млрд софинансирование муниципалитетов. На эти средства мы сможем качественно отремонтировать 425 учреждений культуры в районах области, но даже это лишь две трети того, что требует ремонта.
- С приходом нового руководства области, вероятно, появились новые приоритеты и в сфере культуры? Каких изменений можно ожидать в работе министерства?
- Для меня это удивительный вопрос: приоритеты в развитии культуры выстроены в соответствии с посланием президента и федеральными программами, то есть они определены на федеральном уровне. Это укрепление кадрового потенциала, сохранение культурного наследия, развитие материально-технической базы, модернизация учреждений культуры. Другой вопрос – как мы выполняем эти задачи. И здесь проблема не столько в количестве денег, сколько в эффективности их использования. Например, за последние годы мы апробировали работу библиобуса – передвижной библиотеки, в которой есть и книжный фонд, и Интернет. Есть поселения, в которых нет смысла вкладывать колоссальные средства, к примеру, в восстановление разрушенных библиотек с плохими фондами. Тем более, если нет для них квалифицированных кадров. В этом случае лучше закупить дополнительные библиобусы, чтобы жители знали, когда они смогут получить доступ к интересующей их информации, заказывали нужные книги заранее.
- Существует ли в регионе стратегия развития культуры и искусства? Куда и как мы будем двигаться в этой сфере?
- Мы одни из первых в России разработали стратегию развития культуры до 2020 года. Основным направлением в ней названо обеспечение максимальной доступности для населения области культурных благ, создание условий для повышения качества культурного обслуживания и сохранение культурного наследия.
- Чего мы хотим добиться, реализуя эту стратегию?
- Идеала. Давайте попробуем нарисовать такую картинку: в наших учреждениях культуры материально-техническая база приведена в порядок, они включены в
глобальные информационные сети, сцена и оборудование самые современные, а работают в них за достойную зарплату артисты, творческие люди, которые были приняты на работу по конкурсу. И эти учреждения практически не закрываются, потому что у людей есть постоянное желание там находиться. Наши артисты постоянно ездят на гастроли и за рубеж, и по России, где их знают и любят... Как-то так.
- А как прийти к этому идеалу?
- Видеть цель, путь до нее разбить на шаги и упорно, методично шагать. И те средства, которые есть, использовать на этом пути как можно более эффективно. Когда в свое время я только пришла в министерство, мне говорили, что культуру «посчитать» невозможно. Я сказала: «Нет, господа, это глупость – посчитать можно все». Бюджет – это деньги налогоплательщиков, мы не можем их раздавать просто так.
- На что сегодня уходит больше всего средств «культурного» бюджета?
- На материально-техническую базу. Я уже говорила, за три года больше 800 миллионов. Вы представляете, что мы могли бы сделать на эти деньги, если бы большинство учреждений было в нормальном состоянии?
- Вы бы хотели, чтобы соотношение в ближайшие годы изменилось?
- Бюджет принимает правительство, губернатор ставит последнюю точку. Мне бы хотелось продолжать вложения в материально-техническую базу культуры в тех же пропорциях еще года два-три. А потом уже можно тратить больше на творческий продукт, на кадры. Ну какие кадры поедут работать в разваливающиеся клубы?
- Сегодняшнее финансирование культуры в селах и малых городах достаточно для того, чтобы развиваться или хотя бы поддерживать существующий уровень?
- Я скажу так: сейчас это нулевой цикл. Хорошо, что ситуация не ухудшается, но в целом она далека от идеала. Очень многое зависит от руководителей муниципальных районов. Кадры – это главная проблема. Уже сейчас среди работников культуры много людей околопенсионного возраста – вдвое больше, чем молодых специалистов. И, к сожалению, профпригодность сотрудников часто вызывает вопросы: достаточно сказать, что из девяти тысяч человек высшее образование имеют меньше половины. Люди, которые работают в этой сфере, должны отвечать очень высоким критериям. Работники культуры – это местная интеллигенция, на них должны ориентироваться. Но чтобы такие люди пришли на работу, надо платить. Прежде всего необходимо вкладывать серьезные средства в людей.
Культура – это прежде всего люди. Кирилл Шморгонер, художественный руководитель балетной труппы Самарского академического театра оперы и балета, приехал к нам из Перми. Мы создали хорошие условия для работы, поэтому сейчас к нам из той же Перми едут самые талантливые выпускники хореографического училища, отличники. Если говорить про искусство, то, к сожалению, у нас нет своей школы, нет консерватории. Я мечтаю о ее открытии, но отлично понимаю, что у нас нет кадров, которые смогут там работать. Поэтому мы приглашаем людей из других регионов. Надо создавать кадровую основу, создавать школы. Мы к этому идем, но пока мы только в начале пути.
- Можете назвать проекты, которые вы считаете стратегически важными?
- Нам нужны проекты, которые могли бы стать брендами для региона, создавать «лицо» губернии на общероссийском уровне и в мире. Первое, что обычно называют, - Грушинский фестиваль. Мы поддерживаем всех, кто участвует в развитии движения бардовской песни на территории Самарской области.
Среди самых важных проектов – традиционный музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу», организованный при поддержке правительства Самарской области по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра маэстро Валерия Гергиева. Это один из трех фестивалей, посвященных великому музыканту, и единственный, проходящий не на столичной сцене. 12 сентября он откроется уже в пятый раз.
Наиболее значимым мероприятием по поддержке талантливой молодежи на территории Самарской области в 2012 году стала Вторая музыкальная детская академия стран СНГ под патронажем народного артиста России Юрия Башмета. В конце июля на территории острова Проран завершил свою работу II Межрегиональный творческий образовательный лагерь «Молодые молодым». В работе лагеря приняло участие более тысячи человек.
Есть много сложных, интересных проектов, которые хочется реализовать, но дело упирается в ту же проблему – кадры. Сейчас мы разрабатываем несколько проектов с молодежью, мне очень нравится с ними работать, хотя у них еще недостаточно опыта, но они очень талантливы. Недавно окончила свою работу выставка «Течения». Это первая попытка сделать здесь выставку, которая была бы интересна и в России, и за рубежом – и все это сделала молодежь.
И музеи, и библиотеки ищут новые формы работы, потому что жизнь меняется, невозможно общаться с посетителями на том же языке, что и 20 лет назад. И опять кадры – это главное. Сейчас мы разрабатываем проект по организации летнего лагеря академии Юрия Башмета, чтобы дети имели возможность общаться с преподавателями из лучших вузов страны и из-за границы. Знаменитый фестиваль «Дни высокой музыки» теперь будет проходить и в Самаре. Мы обновили труппу театра оперы и балета - это колоссальный труд. После недавних премьер я фактически не слышала плохих отзывов – а ведь так было не всегда. «Борис Годунов» – одна из сложнейших опер в мире, и мы смогли ее достойно представить. Сейчас я говорю о классическом искусстве. Еще есть «Рок над Волгой». Можно по-разному относиться к музыке, которая там звучит, но то, что это очень массовое, востребованное молодежью мероприятие, которое проходит на высоком организационном уровне, – это факт.
Есть очень интересный проект из музейной сферы – сейчас заканчивается реставрация особняка Курлиных, и в губернии появится музей модерна, уникальный проект для России. В его создании нам помогают такие известные люди, как Павел Каплевич, Александр Васильев.
- Удовлетворяет ли вас то, как в регионе развивается театральная жизнь? Как вы считаете, театры должны сами зарабатывать деньги или жить на дотации?
- Сейчас театр объективно не готов финансово отвечать за материально-техническую базу. Я считаю, идеальной системой на сегодняшний день было бы работать в режиме финансирования 50 на 50: половину дает государство, половину ты зарабатываешь сам.
Мы достаточно много денег даем на премьеры. Но мы однозначно должны отдавать деньги налогоплательщиков не на коммерческие и развлекательные спектакли. За счет государства должна ставиться классика, должны появляться действительно сильные проекты, но не чисто развлекательные спектакли. Это моя позиция. И если вы спрашиваете, все ли меня удовлетворяет, то у меня, например, есть вопросы к Театру драмы. Я считаю, что уровень спектаклей, финансируемых из бюджета, должен быть более высоким. Конечно, театр должен зарабатывать – нельзя быть ханжой и говорить, что в государственном театре не должно быть коммерческих спектаклей. Есть потребитель, который именно на них охотнее ходит. Но все же этого потребителя мы должны и воспитывать, приучать его к определенному уровню. И если он хочет только примитивных зрелищ, то в этом и наша вина.
Успокаиваться на том, что у нас посещаемость 97%, неправильно. Сейчас, я думаю, у нас нет проблем с количеством премьер, хотя, когда я пришла работать министром, их было одна или две в год. Теперь мы уже можем и должны говорить о качестве и, опять же, об эффективном использования бюджетных средств. Здесь у меня есть вопросы, и во многом это снова вопросы кадрового потенциала. Это проблема практически всех театров. Но она решаема. Мы видим, например, что все премьеры нашего Театра юного зрителя проходят на высоком художественном уровне – и они пользуются спросом, на них невозможно взять билет. Это заслуга Адольфа Яковлевича Шапиро и Сергея Филипповича Соколова. Конечно, нам нужно постараться в ближайшие годы закончить новое здание ТЮЗа, мы с министром строительства уже разговаривали об этом, и я получила полное понимание ситуации.
- В последние годы в губернии идет очень насыщенная фестивальная жизнь. Не слишком ли много фестивалей? Какие из них должны иметь поддержку из бюджета?
- Фестивалей не может быть много или мало. Вопрос в том, что мы имеем в итоге. Если после посещения фестиваля у молодого человека появляется мотивация профессионально развиваться, если появляются какие-то новые перспективы для местных талантов в любом направлении, нужно это? Я думаю, да. Поддержку должны иметь самые посещаемые фестивали. Притом не только жителями Самарской губернии, но и гостями из других регионов.
- Как бы вы оценили культурную жизнь в малых городах, районах, селах? Можно ли перенести часть культурных мероприятий из столицы региона в провинцию?
- Мы обсуждали этот вопрос с губернатором и пришли к выводу, что необходима более масштабная реализация перспективных проектов по области. Для решения этой задачи у нас работают три методических центра: Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, Самарская областная универсальная научная библиотека, Агентство социокультурных технологий. На базе этих центров мы создаем обучающие лаборатории для муниципальных районов. Как методический центр работает Волжский народный хор с хоровыми коллективами области. Так же мы выстраиваем работу с музеями.
- Охрана памятников – больная тема не только для Самары, но и всей России. Но ведь в мире существуют технологии, которые используются для поддержания памятников истории и культуры. Можем ли мы взять их на вооружение, чтобы сохранить наше наследие?
- У нас самая главная проблема в том, что в обществе вообще нет культуры сохранения памятников – ни у власти, ни у людей. На мой взгляд, Россия остро нуждается в реформировании систем управления историко-культурным наследием. У нас 80% охраняемых памятников требуют спасения, и в то же время до 90% всех средств, которые идут на эти цели, – это прямые государственные субвенции. Но государство без участия бизнеса просто не может гарантировать сохранения наследия. Поэтому наша государственная задача – создание благоприятного инвестиционного климата. На это должны быть нацелены программы развития территорий, генпланы городов.
На примерах Лондона и Парижа можно констатировать, что сейчас мировые столицы отошли от чуждого исторической среде «современного» и высотного строительства, пересмотрена стратегия застроек с точки зрения их влияния на исторический ландшафт.
С 2010 года наше министерство поставило аналогичные цели при разработке проектов охранных зон объектов культурного наследия. В первую очередь расположенных в Самаре. К 2012 году установлены зоны охраны для 45 объектов культурного наследия федерального значения и 43 – находящихся в областной собственности. В этом году будут разработаны проекты зон охраны для 200 объектов культурного наследия, признанных приоритетными на основе предложений администрации города Самары. С 2013 года планируется предоставление на эти цели субсидий муниципалитетам.
Мировая практика национальных трастов по доверительному управлению объектами культурного наследия убеждает, что выгода от сохранения исторического наследия огромна. Нужно признать, что ни одна из моделей по экономической эффективности не может сравниться с программой «Главная улица», созданной 30 лет назад национальным трастом США и действующей почти в двух тысячах исторических городов страны. Концепция программы проста – экономическое развитие через сохранение исторической среды обитания. Характерно, что на каждый доллар вложений национальный траст США сумел привлечь 35,17 долларов инвестиций, пожертвований, целевых взносов и других источников.
Справка
Ольга Рыбакова родилась 4 сентября 1958 года в с. Кинель-Черкассы Куйбышевской области. В 1980 году окончила Куйбышевский электротехнический институт связи. В 2001 году ей была присвоена ученая степень – кандидат педагогических наук.
Трудовую деятельность начала в 1980 году инженером в Куйбышевском плановом институте, работала в управлении соцзащиты населения Промышленного района, замглавы администрации Советского района Самарской области. В 2001 году избрана депутатом Самарской губернской думы. С 2004 года – министр культуры и молодежной политики Самарской области. С 2009 г. – министр культуры Самарской области.