Начинается новый учебный год, многие ребята пойдут в первый класс. Для детей и родителей наступает новая веха в жизни. Часто взрослые считают, что ребёнок готов к школе, если он умеет читать, считать и писать. Но эти умения и навыки не всегда гарантируют хорошей успеваемости. Намного важнее психофизиологическая готовность к учебному процессу – общее состояние здоровья ребёнка, его нервной системы и развитие мелкой моторики рук.
По словам самарского психолога, руководителя проекта по материнству и детству Ольги Шмелёвой, психологическая готовность – это прежде всего желание учиться и интерес к познанию нового, умение концентрировать внимание и воспринимать информацию на слух, хорошая память и достаточный словарный запас, чтобы связно выражать свои мысли.
Многие современные родители водят детей на подготовительные занятия в школу, куда планируют поступать, либо посещают курсы подготовки будущих первоклассников при детских развивающих клубах. Зачастую это оправдано, так как сегодняшним первоклашкам предъявляются более жесткие требования, чем это было несколько лет назад. В некоторых учебных заведениях проводится беседа с детьми для определения уровня знаний и распределения по классам. Если ребенок уже социализирован и родители с ним занимались, ему будет легче влиться в учебный процесс.
Рассказывает мама первоклассника Анна: «Я считаю, что мой ребенок психологически дорос до школы. Ему интересно писать, считать, изучать английский язык, а самое главное – он готов к новым дружеским отношениям! Мы с двухлетнего возраста занимались в развивающих студиях, старались постепенно нагружать ребенка, а не сразу за один год».
Занятия с логопедом – отдельная составляющая подготовки к школе, они нужны для психологического комфорта ребенка, ведь ему важно, чтобы его понимали и не передразнивали. Учитель-логопед МБДОУ детского сада комбинированного вида №46 Ленинского района Самары Татьяна Семенова определяет некоторые критерии, по которым можно выявить уровень подготовки дошкольника.
Важной составляющей психологической готовности к школе является зрелость эмоционально-волевой сферы: умение управлять своими эмоциями (например, слушать, не перебивая), ставить цель, прилагать усилия для реализации цели, преодолевать препятствия. Социальная готовность ребенка к школе проявляется в желании общаться, умении устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, уступать, подчиняться интересам группы, проявлять уважение к другим людям.
В этот переходный период родителям необходимо сохранить эмоциональный контакт со своим ребенком и обеспечить ему поддержку. Любите своего ребенка, будьте к нему внимательны, не сравнивайте с другими детьми, а только с ним самим, каким он был раньше. Отмечайте все его успехи. Только внимание родителей и терпение помогут первокласснику стать хорошим учеником.
Фото: Фото с сайта Gallery.forum-grad.ru