Руководитель УФМС России по Самарской области Валерий Яковлев возглавил региональную миграционную службу через месяц после отставки с поста начальника ГУФСИН. О том, как он воспринял переход в другое ведомство, как вникает в специфику новой службы и какие планы вынашивает сегодня, Валерий Яковлев рассказал в интервью.
Трудности перехода
- Еще год назад вы возглавляли областной ГУФСИН, а 10 февраля стали во главе ФМС. Вы планировали такую рокировку?
- Признаться, этого не было в моих планах. Я 31 год прослужил в ГУФСИН по Самарской области, 10 из них — возглавлял управление. Понятно, что это серьезный срок, и рано или поздно надо что-то менять. Говорят, что со временем «замыливается глаз», наверное, наступает и определенная усталость от одной и той же работы. Поэтому 3 июля 2011 года я написал рапорт о сложении полномочий в связи с наступлением предельного возраста для прохождения службы. Я дослужился до генерал-лейтенанта, все радости получения новых чинов и званий остались позади.
В декабре прошлого года по указу президента я был уволен со службы. Затем мне было сделано предложение возглавить ФМС. Я сразу дал согласие, о чем абсолютно не жалею.
- Как изменилось ваше представление о задачах, стоящих перед миграционной службой?
- Когда пришел сюда, я увидел работоспособный коллектив, которому приходится работать в тяжелых условиях. Здание на Фрунзе, 112, где мы находимся — это памятник истории, бывшее жандармское управление. И в подвальных помещениях, где раньше располагались камеры для задержанных, сегодня работают люди. Другое административное здание - на Гагарина, 66А - бывший детский сад, тоже спроектирован совершенно для других целей. Чтобы собрать службу вместе, нам необходимо здание площадью 5 тысяч кв. метров, с подъездными путями, парковкой. К сожалению, такой возможности пока нет, но наши обращения сейчас рассматриваются и в правительстве Самарской области, и в администрации города.
Чтобы изменить условия для оказания госуслуг, в здании на ул. Гагарина мы начали ремонт, выносим в отдельное помещение архив и расширяем площади для выдачи заграничных паспортов. Также заканчиваем ремонт в помещениях на Заводском шоссе, открыли офис для выдачи заграничных паспортов на ул. Осипенко, 3.
Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться - низкая заработная плата работников. Притом что наши услуги очень востребованы. А там, где возникает такой дисбаланс, всегда существует лазейка для коррупции. Не хочу сказать, что коррупция процветает, но, увы, отдельные попытки наших работников приходится пресекать. Сейчас у нас есть и уволенные, есть и уголовные дела. Но есть и другие случаи. Например, не так давно начальнику отдела иммиграционного контроля Денису Владимировичу Акимову предлагали 200 тысяч рублей за отказ от претензий. Тот не пошел на сделку с совестью. Вот почему работа с персоналом требует, на мой взгляд, очень серьезного подхода.
- Вы пытались подобрать новую команду или сработались с коллективом УФМС?
- Я никогда не таскал за собой «обоз». Но определенные кадровые перестановки были сделаны. Мы поменяли руководителей в Комсомольском районе Тольятти, в Октябрьском районе Самары, в Большечерниговском, Исаклинском, Сергиевском, Ставропольском районах области. Сейчас идут согласования на назначение моего заместителя по кадрам и воспитательной работе, начальника финансового отдела и ряда руководителей других отделений.
Повернуть власть лицом
- Какие приоритеты вы ставили в своей новой работе?
- Знакомясь с подразделениями, особенно в сельских районах, я обратил внимание на плохие условия оказания государственных услуг населению. Табуретка, скамейка, стол — и все. Такое ощущение, что это здесь осталось еще со времен отступления Наполеона. Считаю, что виной тому отчасти - отношение глав местного самоуправления, так как именно они отвечают за правопорядок, за безопасность людей на территории.
К примеру, глава Хворостянского района Виктор Махов, начальники территориальных органов внутренних дел Владимир Незванкин и Николай Денисов понимают это, и как результат - за 8 месяцев проведено совместно с нами 52 мероприятия, выявлено 260 нарушений, в бюджет района поступило около 400 тысяч рублей. Другой положительный пример – в Большечерниговском районе. Его глава Александр Баландин отреагировал на мое обращение, выделив нежилое помещение для размещения нашего подразделения, помог с ремонтом. Так что с ноября месяца жители района будут получать госуслуги в достойных условиях.
И совсем иная ситуация в Большеглушицком районе, где глава муниципального образования Александр Грибеник и начальник ОВД Олег Черепанов считают, что работа по контролю за миграционной ситуацией их не касается. Сотрудники полиции выявили здесь лишь единичные случаи нарушения миграционного законодательства, и, как следствие, в бюджет района поступлений нет, помещение для оказания услуг населению оставляет желать лучшего.
Напряженность создают сами работодатели
- Миграционная политика в России находится на особом контроле у первых лиц государства. Как бы вы охарактеризовали процессы, происходящие в этой сфере в Самарской области?
- Сегодня в Самарскую область в основном едут люди из бывших союзных республик. Причем, если говорить о трудовой миграции, то львиная доля выпадает на граждан Узбекистана — около 50% и Таджикистана — более 20%. Да, наша обязанность – выявлять нарушителей миграционного законодательства, и таковых много. Но помимо этого, мы должны помогать тем, кто работает добросовестно и соблюдает наши законы и традиции, потому что экономика нашей страны нуждается в таких людях. Конечно, было бы хорошо, если бы россияне сами работали на стройке, клали бы плитку на тротуарах, подметали дворы. Но так сложилось, что наши предки оставили нам огромную территорию и несметные богатства, обслуживать которые мы сегодня не в состоянии. Существует огромное количество невостребованных рабочих профессий. Они перестали быть престижными, но все они жизненно необходимы для общества. Сегодня большинство выпускников наших школ поступают в вузы, стремятся стать юристами, экономистами и управленцами. В профессиональном же образовании, рабочих профессиях - остаются единицы. Так что пока без помощи мигрантов страна обойтись не может.
- Есть ли, на ваш взгляд, объективные причины для межнациональной напряженности?
- Здесь люди часто путают внешнюю и внутреннюю миграцию. Хочу обратить внимание: по итогам полугодия всего 1,3% от всех преступлений в Самарской области совершили внешние мигранты. Конечно, 300 с лишним преступлений — это много, но посмотрите на их структуру: на первом месте это подделка документов, потом — мелкие кражи, грабежи и проблемы с наркотиками. Вместе с тем очень много серьезных преступлений совершают внутренние мигранты, люди с паспортом гражданина Российской Федерации, родившиеся на территории страны. Выводы делайте сами.
Впрочем, зачастую эту напряженность создают сами работодатели. Ведь бизнес не всегда несет ответственность за тех людей, которые приезжают на заработки в Россию. Мне было очень неприятно, когда я сам в процессе одного из рейдов в цокольном этаже строящегося здания увидел, как живут строители-гастарбайтеры. 40 человек вместе с женщинами и детьми спят на нарах, под ними — электроплитки для согрева. Шлангом к плите подведен газ. Ни норм безопасности, ни санитарии, никакого человеческого отношения.
Пробелы в законодательстве
- Какие законодательные инициативы сегодня лоббирует миграционная служба?
- Прежде всего, я бы отметил проблему «резиновых адресов». На данный момент в области их было выявлено более 300. В каждой из таких «нехороших квартир» зарегистрировано от 50 до 300 человек. Зачастую собственники
жилья злоупотребляют правом регистрировать на свою жилплощадь граждан РФ без каких-либо ограничений. Более того, процесс постановки на миграционный учет иностранных граждан сегодня носит уведомительный характер — вы идете на почту и присылаете нам документы. А мы обязаны зарегистрировать. Впрочем, есть и другие варианты. Например, в Тольятти существует прецедент, когда человек, владеющий третью квартиры, открыто продает ее по тысячным долям. На данный момент квартира имеет уже более 200 собственников, и на каждого из них по существующим нормативам начисляются коммунальные платежи. Причина возникновения подобных ситуаций – отсутствие универсальных правовых механизмов, позволяющих наиболее эффективно бороться с данным видом административного правонарушения. Для регистрации мы предлагаем ввести санитарную норму на человека. Эта работа полностью соответствует предложениям ФМС России по внесению соответствующих изменений и дополнений в миграционное, а также уголовное законодательство. Так, ФМС России предлагает ужесточить наказание за организацию незаконной миграции (ч. 1 ст. 322.1 «Организация незаконной миграции»), с увеличением штрафа до 300 000 рублей, продолжительностью обязательных работ - до 420 часов, сроком исправительных работ – до двух лет, принудительных работ – до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года. Срок лишения свободы за нарушение данной статьи будет составлять до пяти лет.
Кроме того, предложены изменения в ФЗ №114, устанавливающий запрет на въезд и выезд из нашей страны иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые два и более раза в течение года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения. При этом предложено увеличить срок ограничения права въезда на территорию нашей страны с 5 до 10 лет.
Считаю, что эти изменения направлены на создание условий, способных пресечь незаконное пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, а соответственно, укрепить правопорядок и национальную безопасность страны.