Город Дмитрий Мюльбах, директор «Дома дружбы народов» Самарской области: «Конфликты, которым журналисты приписывают национальный аспект, носят бытовой характер»

Дмитрий Мюльбах, директор «Дома дружбы народов» Самарской области: «Конфликты, которым журналисты приписывают национальный аспект, носят бытовой характер»

Самарская область всю свою историю была территорией, на которой жили представители разных народов и религий. И при этом здесь никогда не возникали межнациональные конфликты, тема которых актуальна сегодня. Возможно ли мирное сосуществование людей с разным мироощущением и традициями? Что нужно для того, чтобы избегать конфликтов на национальной почве, и какова в этом процессе роль средств массовой информации? Об этом в интервью порталу 63.ru рассказал директор «Дома дружбы народов» Самарской области Дмитрий Мюльбах.

– Дмитрий Витальевич, расскажите для начала, насколько многонациональна Самарская область?

– В регионе проживает больше 150 народностей. Наша область многоэтнична, причем сложилось это исторически, ведь мы располагались на пересечении нескольких торговых путей. По большому счету, данная территория представляла из себя «большой котел», в котором постоянно смешивались различные народности, национальности. Традиционно сюда приезжали разные люди и оставались жить.

– А какие диаспоры представлены на территории нашего региона?

– Если вы имеете ввиду общественные организации, то давайте будем называть их не диаспорами, а национально-культурными центрами. Именно с ними, как с юридическими лицами, работает «Дом дружбы народов». Их на территории области зарегистрировано около 100. Они – эти центры – не однородны. Есть активно действующие, есть менее активные. Число меняется, ведь многие не так давно созданы. Некоторые национально-культурные центры, такие как татарские, чувашские или мордовские, достаточно опытные – им по 20 лет и больше. С ними удобно взаимодействовать, проводить те или иные мероприятия. Важен также авторитет лидера.

Понятно, что у разных центров свои задачи, и они достаточно сильно отличаются между собой. У каких-то они более глобальные – сохранение национальной культуры, языка. А, например, для таджиков это важно в меньшей степени. У них первоочередная задача – это изучение русского языка, интеграция в российское общество.

– И между ними, как и сейчас, происходили конфликты на национальной почве?

– Что значит – «как и сейчас»? Если где-то журналисты об этом написали, то не значит, что так и есть на самом деле. Давайте для начала разберемся в понятии «национальный конфликт». Он выражается в противоречии интересов, взаимной неприязни и враждебных действиях этносов по отношению одного к другому. А если разобраться, то все конфликты, которым сейчас журналисты приписывают национальный аспект, носят бытовой характер. Хотя, по большому счету, ссора, спор или драка могут произойти, например, между русским и чувашином, татарином и мордвином. Но вряд ли кто-то назовет его «национальным». Обыватели его так не воспримут. Но если возник конфликт, например, между русскими и цыганами, то его называют «национальным». А все лишь потому, что между этими двумя народами очевидны этнические различия, и, что греха таить, действуют определенные стереотипы восприятия.

История Россия такова, что здесь всегда жили и будут жить представители разных национальностей. Конфликты в жизни, конечно, неизбежны, но нужно ясно понимать, что они, по большей части, носят бытовой характер.

– Тем не менее, представители, например, кавказских национальностей, зачастую приезжают в Самарскую область «со своим самоваром», игнорируя местные законы и продолжая жить по своим обычаям.

Что значит «игнорируя местные законы»? Законы у нас для всех одни – российские. А внешне… Да, возможно, их традиции сильно отличаются от наших, и из-за этого мы обращаем на них внимание. Зачастую даже кажется, что представителей других национальностей проживает в нашей области больше, чем на самом деле. Особенно это бросается в глаза на селе, где к любому чужаку относятся с недоверием. Что уж говорить о человеке с другой культурой! По сути, человек, который долго живет на данной территории, имеет право сказать приезжему, что он что-то делает не так. Это его моральное право. А новичку следует прислушиваться к этим словам. Ну, и чтить существующие законы – это однозначно. Для лучшей адаптации приезжих у нас в «Доме дружбы народов» даже проходят специальные курсы.

Но при этом нужно понимать, что в Самарскую область приезжают люди не только на постоянное место жительства, но и на временные заработки. А с такими людьми проводить работу по адаптации не просто. Она материально и ресурсно затратна, а на выходе пользы не много, ведь человек приезжает сюда сезонно, только чтобы заработать деньги и вернуться на родину. Другое дело те, кто хочет остаться жить у нас в регионе, в России. Специально для них введены курсы русского языка, истории и так далее. Причем сейчас, чтобы получить гражданство, нужно обязательно сдать экзамен по русскому языку.

– Но если проследить реакцию людей на представителей тех или иных народов, то можно заметить, что жителей нашей области раздражают не столько приезжие с Кавказа, сколько цыгане. На ваш взгляд, почему так происходит?

– Цыгане – кочевой народ, но в Самарской области живут давно, многие могут сказать – «всю жизнь». Это народ, свято чтящий и сохраняющий традиции, и очень неоднородный по своему составу и в религиозном плане. Там есть и христиане, и мусульмане. Огромное количество родов, у каждого из которых свои традиции. Там такая пестрота внутри! Цыгане очень отличаются от европейцев. Возможно, по этой причине нам бывает тяжело воспринимать их. Но и среди цыган происходят огромные изменения, немало не только артистов, но и юристов, ученых, бизнесменов. Работать с ними не просто, но мы стараемся.

Проблемы, которые связаны с цыганами, касаются, как правило, того, что многие из них без паспортов, из-за этого дети не учатся. Мы стараемся договариваться со школами, устраивать туда детей. Это кропотливая работа, тяжелая. К сожалению, нет единого механизма, как работать с цыганами, потому что это, повторюсь, очень разноплановый народ, очень пестрый, и в каждом конкретном случае нужно искать свое решение. Мы работаем с лидерами цыганских общин, среди которых очень яркие люди, как, например, ныне покойный Виктор Васильевич Карабаненко, в память которого мы проводим в Чапаевке ежегодно межнациональный фестиваль. Есть еще несколько человек, через которых можно работать, но это очень сложно все-таки. К сожалению, нельзя за несколько лет полностью адаптировать к современным реалиям общину, которая не адаптировалась за пять веков.

– А происходят ли кофнликты внутри диаспор?

– Подобные конфликты, конечно, возникают. Без этого никак. Мы стараемся помогать их решать, но вмешиваться в них мы не имеем юридического права. Мы стремимся подтолкнуть их к диалогу, сами ведем какие-то беседы, но делаем все это очень осторожно.

– Какую роль играют СМИ в ситуациях, связанных с конфликтами, в которых замешаны люди различных национальностей?

– Сегодня СМИ являются одним из важнейших элементов жизни. Распространение информации происходит мгновенно и самое страшное здесь – это даже не ложные данные, а способ подачи. Например, можно найти два старых патрона, а написать: «найдены боеприпасы». И уже совершенно другое восприятие – в сознании сразу рисуются ящики с оружием.

Тоже самое касается ситуаций с так называемыми «национальными конфликтами». Большая часть из них – дело рук журналистов, которые подают информацию так, чтобы повысить рейтинги изданий. Вспомните ситуацию, когда на пожаре произошел конфликт между цыганами и русскими? Драка могла произойти между кем угодно. Но так случилось, что подрались цыгане и русские. Это был чистой воды бытовой конфликт, но подан он был известным изданием как национальный. И новость растиражировали десятки СМИ.

Поэтому хочется, чтобы журналисты в погоне за рейтингами и сенсациями не забывали об элементарной ответственности.

– Дмитрий Витальевич, а как вы лично смотрите на трудовую миграцию? Многие самарцы придерживаются мнения, что нужно ограничивать въезд в регион иностранных граждан, которые прибывают к нам на заработки?

– Бесконтрольного въезда мигрантов на территорию области нет, существуют специальные органы, которые занимаются этим вопросом. Есть множество установленных законом ограничений. Может быть, кому-то кажется, что мигрантов у нас огромное количество, хотя это не так. Просто человек, который внешне отличается от большинства населения, сильно бросается в глаза. На него обращают внимание.

Российской экономике трудовая миграция необходима, потому что трудовой ресурс в России недостаточен. Если прекратить одномоментно въезд мигрантов в Россию, то цены на многие услуги поднимутся достаточно сильно. Это раз. А, во-вторых, у многих работодателей есть проблема с поиском «рабочих рук». Ведь граждане России, по большей части, не хотят заниматься той деятельностью, которой занимаются у нас мигранты.

При этом нужно помнить, что и самих мигрантов необходимо защищать. От недобросовестных работодателей, к примеру. Ведь сколько среди них обманутых? Бывает, приезжает человек, работает-работает, а зарплату ему в итоге не платят.

Так что трудовая миграция – это проблема, от грамотного решения которой выиграют все – и трудовые мигранты, и экономика России.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления