В Самару привезли части конструкции Ил-2, поднятые этим летом из болота под Великим Новгородом. Элементы обшивки, двигателя и кабины самолета - все это сегодня самым тщательным образом разбирают, очищают от ржавчины, чтобы потом собрать заново. Мы узнали, чего не хватает самарским энтузиастам, чтобы машина времен Великой Отечественной ожила и вновь встала на крыло.
Вытащили из болота
Ровно год назад на параде Памяти над площадью им. Куйбышева пролетел отреставрированный в Новосибирске за счет зарубежных спонсоров штурмовик Ил-2. После того праздника несколько наших земляков решили своими силами создать в Самаре «летающий танк», используя запчасти реальных крылатых машин, 70 лет назад сходивших с конвейеров советских краснознаменных заводов. Оставалось только найти эти самые запчасти.
И вот этим летом недалеко от Великого Новгорода поисковики подняли из болот фрагменты Ил-2, который в 1942 году участвовал в ожесточенных боях, получивших название «Демянский котел» (сражения шли у поселка Демянск), и передали их самарцам. В Центр истории авиационных двигателей СГАУ доставили бронекабину со следами от 20-миллиметровых зенитных снарядов, обветшавшие элементы обшивки и детали шасси, бензобак, покореженную приборную панель, ржавый двигатель - весь в еловых иголках и песке, а также погнутые лопасти с двумя отметинами от вражеских пуль. Одна из них намертво застряла в винте.
«Черные копатели» создают проблемы
- Можно предположить, что в момент падения мотор уже не работал, - говорит пилот-инструктор, авиационный инженер Самарского клуба сверхлегкой авиации Евгений Смирнов. - Что послужило причиной - неизвестно. Возможно, кончилось топливо или была повреждена силовая установка.
Пилот самолета не выжил. Чтобы выяснить, кто находился за штурвалом, нужно по винтику разобрать все агрегаты. Возможно, сохранились серийные номера планера или двигателя. Это позволит понять, где была произведена машина, на каком фронте воевала перед тем, как рухнула в болото. Кроме того, по словам Евгения, подобная детальная идентификация поможет быстрее поставить самолет на крыло.
- Мы обратимся к заводу-изготовителю, чтобы тот помог нам чертежами или запчастями, - продолжает Смирнов. - С последними, к слову, серьезная проблема. «Черные копатели» и прочие предприимчивые личности тащат их с мест экстренных посадок машин и сдают как металлолом.
«Сердце» под замену
Как рассказал директор Центра истории авиационных двигателей СГАУ Владимир Зрелов, к разбору и сортировке деталей привлечены студенты вуза.
- У нас трудятся увлеченные ребята, которые своими руками создают двигатели, - говорит Владимир Андреевич. - Они выстраиваются в очередь, чтобы поучаствовать в реставрации штурмовика.
- Лишние руки не помешают, - говорит Евгений Смирнов. - Тем более, что на многие оригинальные запчасти полагаться нельзя - при выпуске этих самолетов в 1940-х годах предполагалось, что выработка их летного ресурса не превысит нескольких десятков часов. Обшивку нужно будет собирать из новых, более прочных легкосплавных материалов. А если мы хотим летать на отреставрированном Ил-2 долго, двигатель придется собирать заново.
Именно поэтому в Самару вместе с частями самолета конструкторы привезли еще один мотор от Ил-2. Его нашли неподалеку от нашего самолета, достав из корпуса сбитой и ушедшей глубоко в землю машины. Причем запасное «сердце» для боевой машины выглядит намного лучше родного - когда его поднимали, оно все было покрыто маслом, что и законсервировало мотор на 70 лет.
- Это поршневой 12-цилиндровый V-образный двигатель АМ-38Ф мощностью 1720 лошадиных сил, - объясняет Евгений Смирнов. - Снаружи он пострадал, и восстановить его, используя только оригинальные запчасти, будет проблематично. Как выглядят внутренние детали, сказать сложно, надо разбирать.
Нужна поддержка
Евгений Смирнов мечтает, как через два с половиной года, к 70-летию Великой Победы, Ил-2 сможет пролететь над главной площадью Самары. Однако он прекрасно понимает, что сделать это будет крайне непросто.
- На голом энтузиазме эту работу не осилить, - говорит Евгений. - Ведь для восстановления полноценного летного экземпляра нужны новые экспедиции. Хорошо, что у нас есть поддержка. В частности, депутат Самарской губернской думы Владимир Дуцев помог нам с доставкой самолета из Великого Новгорода. В проекте принимает активное участие заместитель председателя правительства Самарской области Иван Миронов. Нас поддерживает Авиационный комплекс имени Ильюшина, летчики-космонавты Игорь Волк, Владимир Джанибеков, штурман-испытатель Геннадий Ирейкин - они входят в попечительский совет нашего проекта. Помогает советами легендарный конструктор Генрих Новожилов. Стратегическим планированием работ и обеспечением взаимодействия со всеми заинтересованными организациями, которые могут оказать помощь, занимается ветеран летных испытаний Владимир Пташинский.
Помочь самарским энтузиастам может каждый - и делом, и ценным советом. Но в первую очередь конструкторы надеются на поддержку со стороны крупных самарских предприятий, чей профиль, так или иначе, связан с производством крылатых машин.
Справка
Ил-2 - советский штурмовик времен Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Ильюшина. Самый массовый боевой самолет в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.
В Красной Армии получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли его «летающим танком». У наземных войск вермахта штурмовик пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почетных прозвищ, таких как «мясник», «мясорубка», «Железный Густав».
Aвтор: Станислав Шатровский