Власти Самары не оставляют попыток навести порядок на рынке наружной рекламы. В декабре они намерены завершить работу над схемой размещения рекламных конструкций. В настоящее время она находится на согласовании в областном правительстве.
Отвергнутый бэкграунд
Переизбыток наружной рекламы бросается в глаза гостям Самары и не оставляет равнодушными горожан. На рекламный хаос, царящий в областном центре, обратила внимание и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Во время визита в Самару она назвала ситуацию с засилием рекламных конструкций на улицах города «безумной».
Нормативные документы, регламентирующие порядок установки рекламных конструкций, в Самаре создавались несколько раз, но со временем отвергались. Самой громко анонсированной стала концепция размещения наружной рекламы, утвержденная мэрией города в 2009 году. Ее основной идеей стало разделение города на зоны, в каждой из которых применяются свои требования к рекламным носителям.
К моменту создания этой концепции в областном центре насчитывалось более 3000 только отдельно стоящих баннеров большого формата. Создатели концепции надеялись, что она поможет упорядочить «наружку». Но к октябрю 2010 года только по официальной статистике в городе насчитывалось 746 незаконно установленных рекламных конструкций. «Мы пытались поднимать руку на незаконную рекламу раз пять, но в результате это ничем не закончилось», - подвел итог той работы Сергей Арсентьев, до середины 2010 года - первый заместитель главы Самары, курировавший вопросы строительства.
Сегодня этот документ отставлен в сторону. А в апреле 2012 года во исполнение протеста прокурора Самары были отменены и ранее утвержденные городской думой правила по установке и эксплуатации рекламных конструкций. «То, что разрабатывалось раньше, скорее всего, было просто разговорами», - делает вывод первый заместитель главы Самары Виктор Кудряшов.
Так или иначе, но количество рекламных конструкций в Самаре на 30 октября текущего года, по данным мэрии города, составляло 4555 штук.
Вопросы облика
Акцент на том, что наружная реклама в первую очередь относится к сфере внешнего благоустройства, а не определяется только строительными нормами, власти сделали весной этого года. Тогда полномочия в этом направлении были переданы от департамента строительства и архитектуры к департаменту благоустройства и экологии. К числу этих полномочий относятся мониторинг внешнего вида и состояния рекламных конструкций, выдача разрешений на их установку и принятие решений об аннулировании, выдача предписаний о демонтаже «самовольщиков» и обращение в суд о принудительном демонтаже, проведение торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию объектов.
В департаменте благоустройства был даже создан комитет по наружной рекламе. Его возглавил заместитель руководителя департамента Андрей Спиридонов. А заместителем руководителя комитета стал Сергей Никифорчук. Ранее он возглавлял региональное представительство компании News Outdoor - одного из крупнейших участников рынка наружной рекламы в Самаре.
В ожидании перемен
По словам представителей администрации Самары, ситуация на рынке наружной рекламы в ближайшее время должна измениться. «Причиной тому станет разработанная нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере наружной рекламы, и в том числе порядок демонтажа рекламных конструкций и порядок выдачи разрешений на их установку», - сообщил и.о. замруководителя департамента благоустройства Сергей Никифорчук. Кроме того, по поручению губернатора власти разработали проект схемы размещения рекламных конструкций в Самаре.
Виктор Кудряшов пояснил, что эта работа идет «рука об руку» с правительством области. «Мы считаем, что было бы принципиально неправильно утверждать эту схему отдельно по дорогам, находящимся в городском и областном подчинении. Поэтому в проекте схемы мы в полном объеме учли предложения по плотности размещения рекламных конструкций, в том числе и на Московском шоссе и ул. Ново-Садовой», - пояснил он. Также, по словам Виктора Кудряшова, новая схема предполагает «сокращение числа рекламных конструкций 3Х6 метров в два раза, а также накладывает полный запрет на «гусей», которые нарушают правила безопасности дорожного движения и портят архитектурный облик города». «В документе обозначены унифицированные типы рекламных конструкций, и каких-то вольностей в плане установки форм, портящих облик города, мы не позволим никому», - заявил он.
Вся разработанная нормативно-правовая база, регулирующая правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций, по словам вице-мэра, в настоящее время находится на согласовании в областном правительстве - министерстве имущественных отношений и министерстве транспорта и автомобильных дорог. По прогнозу Кудряшова, документ должен быть утвержден максимум в течение двух недель. После чего начнется формирование лотов для конкурсов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Несносные конструкции
Как заявил Сергей Никифорчук, за десять месяцев этого года в Самаре было демонтировано 655 незаконных рекламных конструкций. При этом на 30 октября насчитывалось 724 конструкции, разрешений на установку которых город не выдавал. В Арбитражный суд Самарской области подано 34 иска о демонтаже 555 рекламных конструкций, исковые требования предъявлены к 27 юридическим лицам. Мэрия пытается взыскать неосновательное обогащение и с владельцев конструкций, установленных на недвижимости, находящейся в муниципальной собственности.
По оценке Виктора Кудряшова, борьбе с незаконной рекламой в первую очередь мешает отсутствие нормативно-правовой базы. «Недобросовестные предприниматели пользуются этим и самовольно ставят рекламные конструкции, но мы их выявляем и направляем документы в правоохранительные органы», - заявил он.
С необходимостью наведения порядка на этом рынке согласны и его участники.
«Столько рекламных поверхностей, как сегодня, городу не нужно. В некоторых случаях они очень сильно портят облик города. К тому же, если их количество будет сокращено, они станут дороже минимум в четыре раза — будут стоить уже не 15 тыс. рублей, как сейчас. И рекламодатели будут следить за креативностью, информационной наполняемостью и эффективностью щита. И бюджет города от этого выиграет», - уверен директор рекламного агентства «Big brand» Евгений Стрелков.
Директор рекламного агентства «СамараРекламаКонсалт» Геннадий Богомолов тоже отмечает, что в Самаре «много бесполезных, страшных щитов, которые надо убирать». «Надо обязать всех платить за размещение рекламы — и тех, кому разрешения были выданы раньше, и тех, кому только выдаются. Тогда половина щитов исчезнет сама собой из-за нерентабельности. Я, например, уберу около 30% своих щитов», - с готовностью заявил Богомолов. «Сейчас же многие не меняют конструкции, не делают их красивыми из-за неопределенности. К примеру, можно вложить деньги, а завтра придет человек и скажет, что он выиграл конкурс, и потребует все убрать», - оценивает он перспективы перемен на рынке.
Михаил Расторгин, директор РИА «Абсолют»:
«Мэрия Самары проявляет определенную активность в наведении порядка на рекламном рынке, но ничего существенного они сделать не могут. Ведь здесь присутствуют не только бизнесмены, некоторым интересны так называемые «вторичные дивиденды». Во многих городах страны, например, в Уфе и Казани, порядок в сфере наружной рекламы наведен. В эти города пришли новые операторы и теперь там все четко. Но это не означает, что там все идеально. В Казани, например, пришел новый оператор из Санк-Петербурга, и там резко поднялись цены на аренду. Но, думаю, в свете последних заявлений руководства Самарской области порядок на рынке наружной рекламы Самары все же будет наведен».
Виктор Кудряшов, первый заместитель главы Самары:
«Чтобы разработать и принять правила размещения наружной рекламы, нужна политическая воля, и сейчас она есть. Ведь очевидно, что чем позже в этой сфере будет наведен порядок, тем дольше этот сверхприбыльный и бесконтрольный вид бизнеса будет набивать чьи-то карманы. Реклама способна принести сотни миллионов рублей в год в бюджет города, и стыдно, когда такие ресурсы лежат под ногами, а чье-то лобби не позволяет их привлечь в бюджет. Но могу сказать, что с нами уже все считаются. Недобросовестные предприниматели, видя, что расходы на демонтаж взыскиваются с них, поняли, что нет смысла тратиться на установку незаконных конструкций».
Aвтор: Дарья Малеева