Беда, как известно, не приходит одна. Помимо тоскливой осени, «пугающей» время от времени выпадающим и сразу же тающим снегом, появились связанные с погодными условиями затруднения у владельцев маломерных судов. Проблема эта носит такое непривычное уху название, как «осенний паводок».
Количество воды, подступающей к плотине Саратовской ГЭС, увеличивалось с начала ноября, а на днях и вовсе достигло рекордных значений. Обычно, приток воды к гидроузлу электростанций почти незаметен, но не в этом году. Последний раз такое явление было зафиксировано около 20 лет назад. По другим данным, подобное событие произошло еще раньше - 57 лет назад.
Масштабность происходящего именно для владельцев индивидуального водного транспорта мы и попытались выяснить. «На сегодняшний день все под контролем, - с улыбкой замечает лодочник со стажем Дмитрий Мячин, - но это не означает, что проблемы нет. Просто пока катастрофы нет, но неизвестно, что будет дальше». По словам владельца лодки, если уровень воды так и будет продолжать расти, то это может повлечь за собой большие неудобства, поскольку маломерные суда на сезон «зимовки» приходится «парковать» на лодочные станции. И если проблемы со стоянкой в большом городе известны каждому «сухопутному» водителю, то капитанам она незнакома. «Места у нас здесь немного, но мы кучнее ставимся, и тогда худо-бедно все помещаемся. Если уровень воды будет выше, то и места, соответственно, не хватит».
По мнению другого лодочника, Алексея Носова, ситуация еще сложнее: «Около автомобильного моста через Сок сейчас все затоплено. Такое количество воды осенью удивляет. Даже небольшой юго-западный ветер может поднять достаточно большую волну, а это уже серьезная проблема для стационарных лодочных станций. Понтоны, стоянок крепятся стальными тросами, которые могут порваться от того, что на них намерзает лед. А при "высокой воде" вероятность этого велика. Догадываетесь, какие последствия будут от плывущей по реке огромной железной трубы?»
Дежурный матрос лодочной станции №1 Виктор Левашин рассказал, что хуже всего сейчас приходится именно хозяевам и сотрудникам водных «парковок»: «Некоторые судовладельцы уже вынули лодки на берег, а так как мы обязаны следить за их сохранностью, соответственно, и передвигать внутри станции, чтобы их не затопило водой, должны сами. А это нелегкий труд. В среднем вес пустой лодки примерно равен двумстам килограммам. Вот и «катаем» их из стороны в сторону». Вдобавок, по его словам, далеко не все владельцы вытащили на сушу свои плавсредства. «Мы всех обзваниваем, когда поднимается вода, но приехать может не каждый. Случается, что в связи с приливом воды, натяжение веревок, которыми лодка привязана к стояночному месту, растет, они могут лопнуть. А не привязанная лодка на месте не стоит. Уплывет - и все, а нам отвечать. Да и береговую полосу тоже размывает, мы, конечно, по весне укрепляем берег, но это капля в море!», - волнуется Виктор Левашин.
Остается лишь пожелать владельцам водного транспорта как можно скорее проверить состояние своего движимого имущества. А самим же лодочникам остается только ждать, когда же в Верхневолжье придут морозы и остановят стихию.
Факт
Через водосливную плотину Жигулевской ГЭС начаты холостые сбросы воды. На сегодняшний день приоткрыты 22 затвора, эта мера обусловлена увеличением притока воды к створу гидроузла.
Уровень Куйбышевского водохранилища на данный момент составляет 53,21 м, приток в водохранилище составил 12741 м³/с. За 57 лет эксплуатации Жигулевской ГЭС боковая приточность в ноябре всего второй раз достигает такого значения. Впервые холостые сбросы в осенний период производились в 1991 году.