Здание на ул. Запорожской стало предметом раздора: родители учеников школы №176, что рядом с «больничным городком», против решения открыть в нем лабораторию, в которой будут проводить исследования для медучреждений области.
Напрасные волнения
«Более 22 лет, с момента основания, центр ютится в здании на ул. Льва Толстого, которое представляет историческую ценность. Что не дает возможности развиваться лечебному учреждению, - говорит главный врач СПИД-центра Алексей Спирин. – Вся работа ведется на площади в 679 кв. метров, при потребности в 4,5 тысячи. Мы не можем закупить оборудование и пригласить специалистов, которые, отмечу, готовы к нам идти, просто потому, что физически невозможно предоставить им рабочее место. Естественно, нам нужны помещения. При выборе исходили из возможностей областного бюджета. Просчитав все варианты, остановились на здании на улице Запорожской, которое ранее принадлежало онкодиспансеру, там располагалось отделение лучевой терапии. Оно около трех лет было заброшенным и сейчас требует капитального ремонта. Проект уже готов, проводятся торги, с помощью которых мы выберем подрядчика для его реализации».
Решение о передаче здания СПИД-центру вызвало негодование родителей учеников школы №176, которая граничит с «больничным городком». Они обращались в министерство здравоохранения Самарской области и Роспотребнадзор с требованием отменить его и провести экологическую экспертизу проекта. По мнению родительского комитета, подобное заведение должно располагаться на окраине города, но никак не рядом со школой. Боятся они не столько самой ВИЧ-инфекции, сколько сопутствующих заболеваний: гепатитов, туберкулеза и т.п.
Специалисты в недоумении: заместитель главного врача СПИД-центра Ольга Агафонова пояснила, что никаких особых требований к размещению подобных учреждений нет. Проект прошел все необходимые экспертизы и согласования, и волноваться родителям не о чем. Нынешний корпус центра на ул. Л. Толстого располагается в нескольких шагах от жилых домов, образовательных и медицинских учреждений, и никаких проблем в связи с этим никогда не возникало.
Многие пациенты - люди социально успешные, они получают все необходимое лечение, и у большой части из них вирус в крови не определяется, а значит, они не могут никого заразить. Что касается других заболеваний, особенно инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, то у пациентов СПИД-центра вероятность заражения ими ничуть не выше, чем у пациентов других медицинских организаций. «У нас в области более 49 тысяч пациентов с ВИЧ, эти люди работают во всех сферах, лечатся во всех больницах, встречаются в общественном транспорте и на улице, и нам пора научиться жить рядом с ними, а не навешивать ярлыки», - подчеркнула Ольга Агафонова.
Долгожданное расширение
Опасения жителей микрорайона, по сути, беспочвенны, ведь пациентов на ул. Запорожской вообще не будет – здесь расположатся клинико-диагностическая лаборатория, администрация и склад медикаментов.
По словам Алексея Спирина, лабораторное оборудование, которым сейчас располагает центр, – одно из самых устаревших в России. Это не позволяет даже должным образом проводить анализ на вирусную нагрузку – по стандартам такую процедуру должен проходить каждый пациент раз в квартал для назначения и коррекции лечения. И это в регионе, который по количеству ВИЧ-инфицированных занимает второе место в России! Теперь лаборатория получит 1,5 тыс. кв. метров и технику, в том числе уникальную для нашей области. На ее закупку выделили более 43 млн рублей. Как пояснил министр здравоохранения Самарской области Геннадий Гридасов, на ул. Запорожской будут проводить исследования не только для самого СПИД-центра, но и для станций переливания крови, для многих других медучреждений Самарской области. Этот комплекс позволит довольно быстро провести целый спектр анализов – и исследования на наличие вирусов в крови, и биохимию, и анализы мочи, и многие другие. То есть обслуживать лаборатория будет всех жителей губернии.
«Подобная лаборатория есть, например, в Новокуйбышевске, и там это никаких вопросов не вызывает, - говорит глава областного Минздрава Геннадий Гридасов. - Размещение ее именно в этом здании - вопрос исключительно медицинской географии, сюда удобно привозить биоматериал с востока и севера области».
Помимо этого, в бывшем патологоанатомическом корпусе онкоцентра разместят склад медикаментов и расходных материалов - отсюда они будут поступать в медучреждения области, оказывающие помощь ВИЧ-инфицированным. Раньше для этих целей приходилось арендовать помещение, теперь можно будет сэкономить средства и пустить их на другие задачи.
После переезда части служб в корпусе на Льва Толстого освободится около 320 кв. метров – весь первый этаж. За счет этого расширят поликлинику. Здесь появятся дополнительные процедурные кабинеты, где будут забирать кровь на анализ – потребность в них есть, ежедневно на диагностику приходят 200 и более человек, которые хотят узнать о своем ВИЧ-статусе.
Конфликт интересов
Но несмотря на все доводы и объяснения, «акции протеста» продолжаются. По словам родителей, на днях ученикам школы №176 раздали подписные листы, чтобы свои подписи в них поставили и их родители, и соседи. Называется он «К заявлению (обращению, жалобе) «О пересмотре, отмене решения о реконструкции помещений по адресу: г. Самара, ул. Запорожская, тер. бывшего онкоцентра в целях недопущения размещения на указанной территории СПИД-центра, лабораторий СПИД-центра и т.д.», «О недопущении размещения, строительства СПИД-центра, лабораторий СПИД-центра по адресу: г. Самара, ул. Запорожская, тер. бывшего онкоцентра» и др.». Впрочем, директор школы Елена Девятова утверждает, что ничего об этой акции не знает, и это абсолютно точно инициатива не ее сотрудников.
У медиков – своя версия относительно причин такого недовольства. «Странно, что жителей так беспокоит соседство с нашим медицинским учреждением, - считает Алексей Спирин. – Если следовать этой логике, нужно вынести на окраины города все больницы и поликлиники, так как в каждой из них лечатся пациенты с ВИЧ, закрыть лаборатории, поскольку в них проводятся исследования на ВИЧ, бояться врачей, которые с ними работают. Тем более, насколько я понимаю, опасение родителей вызывала заброшенная территория рядом со школой. Мы ее благоустроим, организуем охрану, смонтируем систему видеонаблюдения, а значит, повысим безопасность этого участка. Видимо, за этой негативной волной стоят какие-то другие интересы».
По словам Спирина, оформляя документы на здания, юристы СПИД-центра обнаружили, что на территории «больничного городка» расположены гаражи кооператива «Онколог» - судя по всему, незаконно построенные, поскольку разрешение на строительство и отвод земли под гаражи не выдавалось. «Думаю, в этой плоскости находятся истинные причины происходящего, - говорит руководитель СПИД-центра. - У бизнеса, наверное, были свои виды на нашу территорию. Возможно, здесь должен был появиться очередной торговый центр или стоянка. Непонятно только, как вообще можно сравнивать необходимость СПИД-центра и очередной торговой точки».
По словам Геннадия Гридасова, несмотря на все трудности, новая лаборатория СПИД-центра начнет свою работу уже к середине следующего года.
Алексей Спирин, главный врач самарского областного СПИД-центра:
«Появление новой лаборатории в Самаре – это не просто своевременное решение, это нужно было сделать уже давно. Вся Россия идет вперед в лечении ВИЧ, а мы вынуждены постоянно догонять. Зато по числу пациентов мы в первых строчках рейтинга, а надо бы наоборот. Современные методики позволяют взять ситуацию под контроль, приостановить развитие эпидемии, а затем постепенно и прийти к снижению заболеваемости. Но для полноценной работы, конечно, нужна хорошая база. Новейшее оборудование требует специальных помещений, и теперь они у нас появятся. А диспансер, пропускная способность которого сейчас ограничена, сможет принять больше пациентов».
Александр Муравец, руководитель самарского фонда социального развития «Время жить»:
«Мне кажется, люди не понимают, что своим негативным отношением к ВИЧ-инфекции только провоцируют развитие эпидемии и ставят под удар себя и своих близких. Сейчас этим заболеванием заражены и социально успешные люди, пора к этому привыкнуть. Но у нас встречаются случаи, когда люди не говорят о своем диагнозе даже супругам, не идут в больницы. И все это – из-за боязни осуждения. А ведь при правильной терапии вероятность передачи вируса практически нулевая, и нужно всячески поддерживать людей, которые стремятся лечиться. Это – самый эффективный путь профилактики. Только так мы можем остановить болезнь».
Aвтор: Дарья Серикова