На этой неделе глава Самары Дмитрий Азаров в прямом эфире отвечал на вопросы телезрителей канала «Россия-24. Самара». Мэр затронул наиболее актуальные проблемы областной столицы: борьбу с незаконной торговлей, снос отселенных домов, проверку управляющих компаний, преимущества нового места строительства стадиона, создание самарско-тольяттинской агломерации и многое другое.
О вводе жилья
- В этом году у нас очень серьезные планы. Мы планируем ввести в эксплуатацию около 900 тыс. кв. м жилья. Проводится большая работа. Мы обязаны с ней справиться, в том числе чтобы помочь нашим коллегам из областного правительства выполнить показатели результативности, установленные на федеральном уровне. Это значит, что наш город растет, что сюда едут люди, здесь хотят жить и работать. И поэтому, я уверен, у нашего города прекрасное будущее.
Об отчетных встречах с жителями города
- Крайне важно, чтобы власть чувствовала свою подотчетность перед людьми. А городская власть тем более. Я избран жителями нашего города и обязан отчитываться за свою работу. Это повышает уровень ответственности власти, содействует развитию демократии в нашей стране, позволяет органам власти работать более результативно. И я уверен, что за такими методами будущее. В этом году мы провели 151 встречу, зафиксировали 1461 обращение. Все они находятся на контроле.
Многие уже отработаны. На встречу может прийти каждый, с любым прямым вопросом. Конечно же, звучит критика, иногда жесткая, и это нормально. Важно видеть в этой критике рациональное зерно. Но отличительной чертой прошедших встреч по сравнению с прошлым годом является отсутствие злобы у людей. Потому что они понимают: власть их слышит и отвечает за взятые на себя обязательства. Было много благодарностей в мой адрес и в адрес коллег за то, что прошла встреча и есть результат. Это не спектакль, это конкретная работа на благо конкретных людей. И пока я нахожусь в этой должности, всегда буду ответственно отчитываться перед людьми.
О контроле за органами МСУ
- В Нижнем Новгороде на окружном совещании по вопросам контрольно-надзорной деятельности в отношении органов муниципального самоуправления, которое прошло под председательством полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича, речь шла об избыточном контроле за органами местного самоуправления. Это очень важный вопрос. Наибольшее беспокойство вызывает ситуация в сельских поселениях. Приводили пример, что за 119 дней на имя главы одного из сельских поселений поступило 149 запросов только из прокуратуры. И это не считая МЧС, Роспотребнадзора, органов внутренних дел и так далее. Есть факты, что многие главы муниципальных образований просто отказываются от работы. Уровень ответственности колоссальный. Каждый день - на передовой в общении с людьми, у которых много проблем, и они выплескивают их на ближайший уровень власти - муниципальный. И при этом нередко идет такой серьезный прессинг со стороны силовых структур.
Я понимаю, надзорным органам зачастую легче проверять муниципальную власть, муниципальные учреждения. А попробуй выйди проверить какой-нибудь ларек, там же он незаконно стоит, еще искать надо, кто отвечает, а вдруг какие-нибудь бандиты за ним стоят, - да лучше мы туда не пойдем. Лучше мы пойдем в больницу, школу или детский сад.
Контроль и надзор нужны. Все главы муниципальных образований это прекрасно понимают. Мы видим колоссальный эффект от сотрудничества с правоохранительными органами и работаем рука об руку. Здесь я могу только поблагодарить коллег. Но есть такие перегибы, когда некоторым главам на территории округа вынесены предписания на сотни миллионов рублей при бюджете поселения в 2 млн. Эту ситуацию нужно исправлять. Именно поэтому решено создать в каждом регионе специальный орган при губернаторе. Минимум ежеквартально он будет рассматривать деятельность правоохранительных органов, муниципальных образований, в том числе на предмет тех самых перегибов.
О сносе отселенных домов
- В этом году впервые за последние десять лет мы начали сносить отселенные дома - убрали восемь таких зданий. Планируем продолжить в следующем году. В таких домах часто селятся асоциальные элементы. Эти здания представляют опасность для наших детей, горожан, и, как правило, они превращаются в мусорную свалку. Почему не сносим масштабно? В основном у этих домов есть собственники. Строго говоря, муниципалитет не имеет права тратить бюджетные средства на снос. Приходится идти в суд. Но часто у владельцев домов на снос нет средств. Тогда мы должны добиться решения, чтобы на нас возложили полномочия и мы снесли. Это долгий процедурный путь, но, подчеркну, единственно законный. Там, где дом полностью муниципальный, мы сносим и справляемся успешно.
О взаимодействии с губернатором
- Прошло полгода, как Николай Иванович Меркушкин стал губернатором Самарской области. Полгода - это ничтожно малый срок, чтобы изменения были заметны всем. Но я могу сказать, что сделано губернатором очень много. Посмотрите, с первых же дней Николай Иванович посещал наши флагманы, ведущие предприятия, гордость нашего города, области и всей страны. И очень многое он уже сделал для продвижения их продукции. В первую очередь я говорю про авиакосмическую отрасль. Сегодня эти предприятия уверенно смотрят в будущее, это и ОАО «Кузнецов», и «ЦСКБ-Прогресс». По авиационному заводу есть позитивные сдвиги. Встречи Николая Ивановича в нефтехимической отрасли больше для Новокуйбышевска, Тольятти, но это огромный плюс для всей губернии: инвестиции, рабочие места, налоги в казну. Примеров того что сделано можно приводить много.
Изменились и подходы. Сегодня очень четко и муниципальная власть, и члены правительства сориентированы на работу с федеральным центром, на участие в федеральных программах. И здесь уже есть очень значительные достижения, потому что тот опыт, тот авторитет, который есть у Николая Ивановича на федеральном уровне, открывает для нас совершенно новые возможности. И в ближайшее время жители смогут это увидеть и оценить. Времени прошло немного, но изменилось очень многое. Принципиальная позиция губернатора по работе правоохранительных органов, а также в сфере ЖКХ, совершенно понятные задачи для органов муниципальной власти...
Впереди серьезная работа. Готовясь к чемпионату мира по футболу 2018 года, Самара должна совершить практически трудовой подвиг. Сегодня мы активно готовимся к этой работе. Сейчас этап заявочной кампании, и рука об руку с правительством Самарской области мы эту работу ведем. А объединив усилия с горожанами, мы можем решить огромное количество накопившихся проблем в Самаре. Уверен, что так и будет.
О надзоре за стройплощадками
- Надзор над строительством ведет Государственная инспекция стройнадзора по Самарской области. Она должна контролировать, чтобы стройплощадки были оборудованы твердым покрытием, пунктами мойки колес. Но, к сожалению, часто инспекция просто не успевает справиться со всеми стройплощадками. Конечно, люди обращаются в муниципалитет. Мы чувствуем ответственность, хотя и не имеем права контролировать застройщиков. Тем не менее департамент строительства и архитектуры проводит работу, встречается с ними, привлекает внимание государственного надзора к этим ситуациям.
Мы вышли с инициативой в Самарскую губернскую Думу по значительному увеличению штрафов за неудовлетворительное содержание стройплощадок. Надеюсь, в ближайшее время депутаты рассмотрят наше предложение. Причем штрафы могут вырасти в разы. С 15 тысяч рублей до 350-ти. В Казани, например, нарушители платят 500 тысяч. Такое наказание приводит в чувство. Если застройщик один раз попал, то запомнил на всю жизнь. Штрафы должны быть такие, чтобы и в голову не приходило нарушать закон.
Об активных собственниках и УК
- Муниципальная власть совместно с правоохранительными органами продолжит наводить порядок в отрасли ЖКХ. Зачастую деятельность управляющих компаний непрозрачна. Даже специалисту невозможно разобраться, куда ушли деньги, не говоря уже о простом горожанине. Вот с этим мы должны разобраться.
Еще раз хочу сказать: давайте не будем ругать огульно всех, кто работает в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Абсолютное большинство людей, которые там трудятся, - это простые честные работяги. Но есть и такие, как в русской пословице: «Не обманешь - не продашь». Те, кто выстраивает какие-то схемы, махинации. Вот от этих людей отрасль нужно очистить. Здесь наша работа и с прокуратурой, и с УВД принесет свои результаты. Мы уже остановили целый ряд злоупотреблений, некоторые неоднозначные схемы по ликвидации и созданию новых управляющих компаний. Уверен, при той поддержке, которая у нас есть в этой работе от правительства Самарской области, мы наведем здесь порядок.
Собственникам нужно активнее включаться в работу по управлению своим имуществом - абсолютное большинство жилого фонда Самары приватизировано. Не нужно ждать. Жильцам необходимо проявлять инициативу по контролю деятельности управляющих компаний. А еще лучше - создавать ТСЖ, то есть брать управление домом в свои руки. В ближайшее время совместно с министерством ЖКХ мы будем разрабатывать дополнительные стимулирующие меры, в том числе выделять деньги на ремонт крыш, фасадов, дворов при условии создания ТСЖ. Это самая эффективная мера по управлению жилым фондом. Люди могут контролировать каждую копейку и не сомневаться, что она будет потрачена так, как решили жильцы.
О готовности к снегопадам
- В прошлом году снег не стал для нас неожиданностью. С первого дня мы очень качественно убирались в городе и справлялись с этой стихией. Сейчас готовность техники находится на достаточно высоком уровне. Самое главное - в этой отрасли работают очень профессиональные люди. Уверен, встретим непогоду во всеоружии.
В ближайшие дни в правительстве Самарской области пройдет специальное совещание с участием федеральных предприятий и муниципальных образований. На нем проверят готовность всех служб к снегопаду и обсудят, как избежать ситуаций, подобных той, которая сложилась в Тверской области на трассе М10. Необходимо также отработать схему взаимодействия всех структур. Нам, например, в прошлом году помогали коллеги из областного правительства. Мы так же в трудные минуты давали технику в другие муниципальные районы. Проверки готовности техники мы проводим практически каждый день.
О незаконных киосках
- Моя принципиальная позиция - незаконных ларьков в городе быть не должно. Их время ушло. Мы уже удалили с улиц Самары около трех тысяч несанкционированных киосков. Они работали без разрешительной документации, платили «черную зарплату», вели незаконную предпринимательскую деятельность, нередко воровали энергоресурсы у близлежащих домов. Есть ситуации, когда они появляются вновь. Отдельные ларьки мы удаляли по четыре и даже пять раз с одной и той же точки.
Сейчас незаконных торговых точек осталось около ста. До конца года их уберем. Останутся только объекты, которые имеют разрешительную документацию, договоры с областным министерством имущественных отношений. Их около пяти тысяч. Они ведут свою деятельность на абсолютно законных основаниях. Но и по многим из них есть жалобы. И сегодня мы нашли взаимопонимание с областным правительством в том, что от таких объектов нужно избавляться. Жалобы людей
- очень простой критерий. Недовольны - будем удалять. Мы честно предпринимателям объясняем: работайте так, чтобы людям было удобно и комфортно покупать у вас продукцию. Чтобы прилегающая территория радовала, а внешний вид не уродовал наш город.
Впереди - работа по рынкам. Больше тысячи торговых объектов находятся на территориях, которые раньше имели статус ярмарок и разрешение министерства экономического развития Самарской области. Сейчас мы по каждому такому скоплению киосков четко знаем, когда истекает договор аренды либо право на ведение торговли, и после этого будем удалять. Но здесь подход другой. Как к нормальным предпринимателям.
Примером диалога между властью и бизнесом станет рынок, расположенный сегодня в самом начале обновленного бульвара по ул. Челюскинцев. Мнения жильцов близлежащих домов разделились - одни считают, что рынок нужно снести, другие отмечают его удобное расположение и ассортимент. Мы встретились с собственниками и договорились: вместе с главой района они найдут место для рынка в непосредственной близости, согласуют проектное решение и внешний вид.
О самарско-тольяттинской агломерации
- Вообще идея создания такой агломерации преследует одну основную цель - максимально эффективно использовать потенциал двух больших городов, расположенных в непосредственной близости друг от друга. В Тольятти сейчас больше 700 тысяч жителей, и город продолжает расти. Самара - миллионник. А между нами меньше 100 км. Конечно, мы должны использовать такое преимущество. Тем более что в обоих городах сосредоточен серьезный промышленный потенциал. У нас уникальная двухъядерная агломерация, другой такой нет. При этом, если брать численность населения, у нас самая крупная городская агломерация после Москвы и Санкт-Петербурга. Такой мощный человеческий потенциал грех не использовать. Нужно только грамотно выстроить инфраструктуру. Поэтому сегодня на уровне Министерства регионального развития РФ разрабатывается специальная программа по развитию агломераций. Естественно, мы в ней участвуем. На прошлой неделе министр экономического развития Самарской области, руководитель городского департамента экономического развития были в Москве на совещании Минрегиона и представили совместно проработанную концепцию. Эту работу долгое время вело областное правительство, а мы вместе с Тольятти к ней привлекались. Концепцию, к слову, высоко оценили на этом совещании, и заместитель министра регионального развития сказал, что Самарская область точно попадает в список пилотных проектов программы по развитию агломераций. А это хорошая возможность привлечь дополнительные федеральные средства в наш регион и, соответственно, в наш город.
О строительстве стадиона
- Еще в мае я доложил губернатору о возможных местах размещения стадиона, в том числе впервые показал как возможное место, которое ранее не обсуждалось. Это поселок Радиоцентр, участок 220 гектаров, на котором сегодня располагается федеральное предприятие. Понятно, что эта земля не приносит сегодня городу такой очевидной пользы, как налоги, доходы, не способствует развитию территории, выполняя при этом, безусловно, важную государственную функцию. Вместе с Николаем Ивановичем Меркушкиным мы посмотрели плюсы и минусы этой территории в сравнении с другими площадками. И взвесив все «за» и «против», оценив возможные финансовые ресурсы, было принято решение о переносе. Губернатор очень открыто и честно рассказал о причинах принятого решения и согласовал этот вопрос на самом высоком уровне. Это место расположено между двумя основными магистралями нашего города, и, конечно же, транспортная доступность здесь более привлекательная. Это дает колоссальные возможности развития самарско-тольят-тинской агломерации. И та, и другая площадки имеют свои плюсы и минусы. На 220 гектарах расположат спортивные объекты, создадут общественные зоны, я имею в виду парки и скверы, будут подведены транспортные коммуникации, построено жилье и объекты сферы обслуживания. Это фактически означает появление нового района современной Самары. И, я думаю, это новый толчок к развитию нашего города. Мы должны просто грамотно распорядиться сегодня этими возможностями. И, я уверен, мы это сделаем.