У Самарской области появился свой фирменный знак. В губернии подвели итоги конкурса на создание лучшего изобразительного обозначения туристического бренда региона. Победителем стала работа тольяттинского дизайнера Олега Малинина. Логотип представляет собой изображение S-образной излучины Волги, заключенной в очертания сердца Самарской области. Однако не всех жителей губернии устраивает этот выбор. Многие считают, что данный логотип не оригинален и не отражает туристический потенциал Самарской области.
Создание специальной символики для привлечения туристов активно используют во всем мире. Правда, за рубежом она работает гораздо эффективнее, чем в России. Например, по всему миру можно встретить людей в майках с надписью «I Love NY», а город, который символизирует Эйфелева башня, можно даже не называть вслух.
Некоторые города и регионы страны также обзавелись туристической символикой, но они, к сожалению, не получили такой популярности, как их иностранные аналоги. В частности, собственный туристический логотип имеет культурная столица России – Санкт-Петербург. Он представляет собой изображение размытого силуэта Петропавловского собора на фоне разведенных пролетов моста. Создание этого логотипа обошлось властям Санкт-Петербурга в несколько миллионов рублей. Однако за время своего существования он так и не смог стать туристическим символом города.
Этим летом создать собственную туристическую символику решили и в Самарской области. В августе региональный департамент туризма и «Туристский информационный центр» объявили конкурс на лучшее изобразительное обозначение туристического бренда губернии. В нем приняли участие более 100 человек разного возраста и уровня мастерства.
В общей сложности на рассмотрение членов жюри поступило около 150 работ. В октябре они выбрали из них три лучших. Первый вариант, согласно представленному описанию, представляет собой изображение S-образной излучины реки Волги, заключенной в очертания сердца Самарской области. Зеленый контур – сердце – символ любви к родном краю, также напоминает Жигулевские горы, которые обнимают Волгу. Второй логотип – стилизованная аббревиатура СО – Самарская область. Буква «С» в форме подковы символизирует удачу и счастье, а «О» (в форме сердца) – подчеркивает очертания области. Сочетание символов может позиционироваться как «безграничное гостеприимство» или пожелание гостям региона «бесконечной любви, удачи и счастья». В третьем логотипе заключены образы – воды как основополагающего природного ресурса Самарской области и сердца как символа душевного отдыха и сходства с границами карты губернии.
Логотипы-фиалисты проверили на уникальность по базе Роспатента и выставили на голосование. С 23 ноября по седьмое декабря любой желающий мог отдать свой голос за понравившуюся ему работу. И вот в четверг, 13 декабря, стали известны результаты голосования. Победителем стал первый логотип. Его автором является тольяттинский дизайнер Олег Малинин. Он впервые принял участие в столь масштабном конкурсе.
«Я не ожидал, что стану первым. Я очень польщен и безмерно рад победе», – поделился впечатлениями победитель. Теперь с Олегом Малининым будет заключен договор на создание брендбука Самарской области, в основу которого ляжет изобразительное обозначение, на общую сумму 300 тысяч рублей. Предложенный им логотип станет официальным туристическим символом региона и будет размещен на рекламно-информационной и сувенирной продукции. Помимо этого, авторы работ, попавших в финал конкурса, получат денежные призы в размере пяти тысяч рублей.
Между тем в самарском ЖЖ-сообществе развернулось активное обсуждение логотипа-победителя. Большая часть пользователей высказалась на его счет весьма нелестно. Одни заявляют, что в данном логотипе нет оригинальности, другие – что он ассоциируется с чем угодно, только ни с туристическим потенциалом Самарской области.
«Универсальный логотип. Любой город, расположенный на реке, может взять его себе», – пишет, в частности, пользователь ЖЖ под ником poke_m.
«Видимо, реклама самарских дорог и грязи на обочинах», – пишет berg_amot.
Аналогичного мнения придерживаются и эксперты, привлеченные 63.ru для обсуждения темы. Они считают, что выбранный логотип не отражает уникальные черты Самарской области и не рассказывает о том, что она из себя представляет.
По словам арт-директора креативного агентства GeneralLine! Ирины Карандаевой, в последние годы у госструктур появилась пагубная практика объявлять различные конкурсы на создание названий, логотипов и брендов.
«Понятно, почему это выгодно организаторам таких конкурсов: множество вариантов за смешные призовые деньги, но давайте поговорим о качестве этих работ. Как правило, профессиональные агентства, способные создать стоящий продукт, в таких конкурсах участвуют очень редко из-за банального недостатка времени и ресурсов. Выбирая между созданием торговой марки для крупного заказчика и участием в конкурсе, в случае победы в котором вы получите пару десятков тысяч рублей, агентства и студии чаще всего останавливаются на первом варианте. Поэтому в подобных конкурсах обычно участвуют фрилансеры или просто любители порисовать», – говорит Ирина Карандаева.
По ее словам, у профессионалов на создание логотипов уходит от трех месяцев до полутора лет. Над ним трудятся маркетолог, копирайтер, дизайнеры и иллюстраторы. «Только с таким подходом можно создать логотип, который будет нести в себе нужную информацию о бренде, будет вызывать эмоцию, а главное, решать поставленные перед ним и Самарской областью задачи. В противном случае даже столь небольшие деньги будут потрачены зря», – считает Ирина Карандаева.
Фото: Фото с сайта Dt.samregion.ru