В новой редакции базового закона «Об образовании в РФ» депутаты Госдумы предусмотрели, что зарплата школьных учителей не может быть меньше средней по экономике региона, а также что изучение языков республик РФ не должно осуществляться в ущерб русскому.
Социальные гарантии
За документ проголосовали 253 депутата, 151 высказались против. К основному, второму чтению от депутатов поступило около 1700 поправок (а всего их уже более 40 тысяч). В первую очередь предложения касаются социальных гарантий учителям - предполагается, что их зарплата не может быть меньше средней по экономике в регионе.
Согласно поправкам, педагогические работники, проживающие в сельской местности или рабочих поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилья, отопления и освещения, а также — если они проживали и проработали в селах не менее десяти календарных лет — на сохранение этих мер соцподдержки после выхода на пенсию, но с оговоркой: это право не будет распространяться на работающих пенсионеров. Урегулированы вопросы оплаты пребывания ребенка в детском саду. От этой платы освобождены дети-инвалиды, дети-сироты и дети, больные туберкулезом.
Операция «реорганизация»
Поправками ко второму чтению уточнены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Такое решение допускается только на основании положительного заключения комиссии, которая оценит последствия этого.
Удалось внести поправку по поводу закрытия сельских школ. Последнее слово тут будет не за чиновниками, которые объявят ту или иную школу убыточной, а за сельским сходом. «Любая реорганизация сельской школы, прежде всего, закрытие, будет происходить только по решению представительного органа власти в этом селе после того, как сельский сход примет то или иное решение. Потому что мы с вами прекрасно помним и знаем, что школа сегодня - практически единственный очаг культуры на селе. Как только закрывается школа, в ближайшие 5-10 лет можно ставить крест на этом селе, его просто не будет», - считает руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
Особый статус
Законопроект предусматривает четкую структуру всех уровней образования, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским, сохраняет ЕГЭ, а также предусматривает систему дистанционного обучения. В образовательную программу вводится новая система, которая делится на основные и дополнительные программы. По основным программам устанавливаются госстандарты, которые, в свою очередь, распределяются на общеобразовательные и профессиональные. МГУ им. Ломоносова и СПбГУ приобретают статус «ведущих классических университетов». Они вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.
Уточняется норма о плате за проживание в студенческом общежитии. Ее размер будет определяться с учетом мнения студсоветов и не будет взиматься с учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В законопроекте появилась новая статья «Язык (языки) образования», гарантирующая получение образования на государственном языке, то есть русском, а также выбор (дополнительного) языка обучения, причем его изучение не должно осуществляться в ущерб изучению русского. Также уточнены нормы, касающиеся формы учеников: школы, как и сейчас, смогут устанавливать требования к их одежде.
Мнение оппозиции
Бурное обсуждение документа продолжалось более четырех часов. В частности, коммунисты настаивали на отмене единого государственного экзамена, но думское большинство не согласилось с ними, отметив, что ЕГЭ за эти годы доказал свою эффективность.
Тамара Плетнева (КПРФ) предлагала сделать обязательной доставку транспортом детей из удаленных населенных пунктов до школы. Профильный комитет предложил ввести эту норму отдельным законом. По мнению зампреда комитета по образованию Госдумы Виктора Шудегова (СР), законопроект не нацелен на решение глобальных задач по обновлению образования. «Обсуждаемый проект закона фактически является замораживающим нынешнее неудовлетворительное положение нашего образования», — считает он. Шудегов подчеркнул, что за последние годы были закрыты 20 тысяч сельских школ, под угрозой сохранения военного образования, принятым во вторник законом пытаются «добить» начальное профобразование и уже «взялись» за высшее образование. «Ведь секрет очень прост. Об этом заявили на ученом совете филологического факультета МГУ, где единогласно проголосовали против реформ образования, а именно: управлять общественным сознанием тем легче, чем ниже уровень образования», — заключил депутат.
В случае окончательного одобрения в третьем чтении, закон вступит в силу с 1 сентября 2013 года.