О новой линии метро к 2018 году
К 2018 году в Самаре может появиться вторая линия метрополитена. Однако эксперты ставят под сомнение возможность строительства второй очереди метро к Чемпионату мира по футболу.
В последние дни не угасают разговоры о недавнем заявлении министра экономического развития и торговли Самарской области Александра Кобенко о том, что в областном центре к 2018 году может появиться новая ветка метрополитена.
Вторая очередь Самарского метрополитена должна соединить железнодорожный вокзал с Промышленным районом Самары и проектируемым для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году стадионом, который будет располагаться в районе радиоцентра.
«Но понятно, что это наше желание, которое может и не быть подкреплено федеральным финансированием, - подчеркивал при этом Кобенко. – Мы понимаем, что эта транспортная линия, параллельная основным городским артериям, поможет в значительной степени разгрузить автомобильные дороги и, безусловно, постараемся защитить заявку в министерстве регионального развития именно в этом виде». По словам чиновника, на новое метро потребуется около 80 млрд рублей.
Согласно информации, предоставленной региональным Минстроем ряду самарских СМИ, вторая очередь самарского метрополитена предполагает строительство 12 станций и электродепо. При этом необходимо понимать, что пока это только проект, никем не утвержденный.
Стоимость строительства одной станции метро с перегонами по сводному сметному расчету составляет в среднем 8,5 млрд рублей. Таким образом, ориентировочная цена возведения второй очереди – 102 млрд.
При этом, министерство сообщает, что стоимость строительства может снизиться до 78 млрд рублей, если применить типовое проектирование станций и отменить статус «Объект гражданской обороны», который обычно получают станции метрополитена.
Строительство электродепо по предварительным подсчетам Минстроя обойдется примерно в 14 млрд рублей.
Кроме того, в ответе Минстроя сообщается, что губернатор Самарской области Николай Меркушкин уже направил в адрес председателя правительства РФ обращение по разработке комплексной программы развития метрополитенов. Эта программа может обеспечить их долгосрочное финансирование за счёт средств федерального бюджета.
Эксперты, с которыми мы пообщались, по разному оценивают перспективы возможного строительства второй очереди метро в областном центре и получения на это федеральных средств.
Так, политолог Лев Павлючков заявил, что твердо убежден в лоббистских способностях Николая Меркушкина. «Я думаю, Меркушкину эта задача по зубам. Он, выполнив ее, может поставить точку на отношениях с Самарой на мажорной ноте. Первоочередная задача – это, конечно, строительство аэропорта хотя бы уровня «Кольцово», также необходимо развивать пригородное железнодорожное сообщение. И, естественно, строительство метро для городской инфраструктуры – очень важный фактор. Очень хорошее предложение, и я убежден, что Меркушкин при желании его исполнит», - считает Лев Павлючков. Надо сказать, что относительно возможности получения финансирования сомнений и у других экспертов не так уж много. Основной вопрос – в сроках, за которые этот проект предположительно должен реализоваться.
Автор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов, в частности, уверен, что технически построить 12 станций метро за шесть лет просто невозможно. «Технологически станция метрополитена строится порядка полутора лет, то есть это минимальный срок – нигде никогда ни при каком финансировании нельзя построить быстрее, - заявил Буслов. – К сожалению, или к счастью, для всей этой бурной деятельности нет даже проектов, а проектные изыскания займут еще два года – при самом оптимистичном раскладе. Более того, в случае строительства станций на Московском шоссе без построенной магистрали Центральной, которая возьмет на себя транспортные потоки, в городе невозможно будет проехать ни на каком транспорте. Поэтому я глубоко убежден, что те вещи, которые были озвучены, были озвучены, скажем так, сгоряча». Кстати, по мнению Антона Буслова, финансирования на этот проект самарские власти вряд ли добьются. «Федеральный министр транспорта Максим Соколов, когда приезжал в Самару на совещание по транспорту Приволжского федерального округа, на прямой вопрос о достройке всего лишь станции Алабинской и строительстве метрополитена прямо ответил: «Я бы на вашем месте занялся скоростным трамваем». Не очень понятно, почему федерального министра, который, собственно, ведает распределением денег, не услышали. Это не будет реализовано никогда и никак – в такие сроки это невозможно, в принципе», - уверен Антон Буслов.
Депутат губернской Думы Самары Сергей Ракитин, в свою очередь, придерживается сходной точки зрения, хоть и не столь категоричен в плане финансирования. Он считает, что Россия «богатая страна, и все возможно». Однако в то, что подземное метро можно построить в столь сжатые сроки, депутат просто не верит. «У нас «Метрострой» давно обанкрочен, то есть нужно создавать целое управление, а для такой грандиозной стройки одной подрядной организации не хватит. Так что это очень большие организационные, проектные и прочие затраты – только на проектирование, расчет и прочее уйдет не один год. А уж про исполнение я вообще молчу – уже почти настал 2013 год. В общем, строительство подземного метро для меня кажется, скажем так, футуристической идеей», - поделился своим мнением Сергей Ракитин.
Кстати, его коллега по депутатскому корпусу – заместитель председателя комитета по строительству и транспорту Самарской губернской Думы Алексей Чигенев саму идею назвал очень хорошей, поскольку она реально поможет областному центру в решении транспортных проблем. «Но для реализации этой инициативы нужен проект, который пройдет госэкспертизу, оборудование, техника и специалисты, а также финансы. Если все это будет, то можно говорить о том, что, по крайней мере, определенное количество станций метрополитена к стадиону можно построить. Но, по-моему, начинать строительство нужно не «к стадиону», а от него – и дойти до той точки, где можно сделать площадку для общественного и личного транспорта, после которой люди могут пересаживаться на метро. Ну, а дальше уже продолжать дальнейшее строительство», - считает Алексей Чигенев.
В завершение отметим, что пока это только проект. А в своем микроблоге Твиттер на вопрос о том, почему предлагается строить именно метро, а не скоростной трамвай как в Европе, Александр Кобенко ответил: «Будем выбирать наиболее эффективный вариант с учетом пассажиропотока и стоимости владения».
Автор: Екатерина Борисенкова