«Все необходимые виды медицинской помощи будут оказываться в государственных и муниципальных учреждениях бесплатно. Платные услуги могут быть предоставлены в госучреждениях только по инициативе самого пациента, по его собственному заявлению».
Бесплатная медпомощь гарантирована
C принятием порядка оказания платных медуслуг государство не уменьшает свои гарантии в плане оказания бесплатной помощи населению, заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова. По словам главы ведомства, за 20 лет платные услуги распространились повсеместно и в государственных, и в негосударственных медучреждениях, хотя официально об этом не заявляется. «Наша задача, обозначив эту проблему, постараться ее отрегулировать, определив, что может быть за дополнительные деньги, а что нет. Именно это и делают принятые правительством правила оказания платных медуслуг», — заявила Скворцова.
По ее словам, пациент будет платить за дополнительные сервисные услуги и повышенную комфортность, за те компоненты лечения, которые превышают возможности, включенные в стандарт. Пациент должен будет заявить о своем желании получить эти услуги и доплатить разницу между той стоимостью, которая учтена в государственном тарифе, и стоимостью более дорогих вариантов. «Но при этом все включенные в стандарты медицинские услуги, стоимость которых подразумевает оплату труда врачей, расходных материалов, лечебного питания, препаратов крови, лекарств, медицинских изделий и другого, гарантируются государством и должны оказываться бесплатно», — отметила глава Минздрава.
Реструктуризация ведомства
После того, Минздравсоцразвития было разделено на Минздрав и Минтруд, министерство здравоохранения продолжает совершенствоваться. «Первые полгода показали, как сделать работу более эффективной, поэтому мы внесли в правительство некоторые предложения по реструктуризации министерства. Планируется, что в структуре появятся новые департаменты, функции других департаментов будут переформатированы. Мы постараемся внедрить такой принцип разделения функций, который позволит управлять отраслью одновременно и системно, и оперативно», — пояснила министр. По ее словам, должен появиться новый департамент инновационного развития здравоохранения и медицинской науки. Будет создан стратегический прогнозно-аналитический департамент, который на основе статистического анализа, математического и эконометрического моделирования позволит «калибровать» систему здравоохранения и просчитывать ее потребности, будет следить за реализацией госпрограммы развития здравоохранения, при необходимости инициируя изменения.
Кроме того, Скворцова отметила, что стоимостью медицинских услуг будет заниматься отдельный департамент, в его функции также войдет формирование и ежегодное обновление стандартов медицинской помощи, обеспечение согласованности между стандартами и программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению, механизмами эффективного доведения денег до каждого лечебно-профилактического учреждения на основе клинико-статистических групп заболеваний. «Детский» департамент, по словам министра, останется без изменений, а три «взрослых» департамента будут сгруппированы в два. Департаменты, отвечающие за государственное регулирование обращения лекарственных средств и медицинских изделий, переформируют свои функции.
Министр отметила, что разделение Минздравсоцразвития на Минздрав и Минтруд было оправдано. «Это было необходимо, чтобы сконцентрироваться на решении задач здравоохранения и медицины в целом. Министерство здравоохранения должно быть мобильным сплоченным отрядом, выполняющим специфические функции. Не только управленческие — нормативные и организационные, но и смысловые, направленные на воссоздание и развитие системы единых требований к качеству медпомощи по всем основным 104 медицинским специальностям, в тесном контакте со всеми министерствами и ведомствами, а также с широким медицинским экспертным сообществом», — отметила глава Минздрава.
Также она затронула вопрос финансовой модели, по которой будет развиваться российское здравоохранение: «Текущее положение вещей не позволяет нам полностью перевести здравоохранение на страховую систему, поэтому мы развиваем преимущественно страховую модель с сохраняющимся бюджетным компонентом: функционирует страховая медицина, но наиболее дорогостоящие медицинские технологии и лекарства «охраняются» от размывания внутри общей системы отдельными финансовыми потоками из федерального бюджета. Кроме того, уровень финансового наполнения страховой системы не позволяет нам ввести туда поддержание инфраструктуры здравоохранения — ремонт зданий, закупку дорогостоящего оборудования и его амортизацию».
Сергей Кара-Мурза, советский и российский ученый, теоретик науки, социолог, политолог, публицист:
«Сегодня в России принят подход, противоположный принципам советского здравоохранения. С началом реформ стала сокращаться сеть больниц, в разных постсоветских республиках по-разному. В РФ эта сеть за время реформ сократилась вдвое – были закрыты участковые больницы в сельской местности и в райцентрах. Коммерциализация здравоохранения идет под знаменем свободы. Ты будешь свободен – лечись в какой хочешь частной больнице! Хотят ли граждане этой свободы? Это редкий случай, когда даже богатые отвергают вторжение частного бизнеса в медицину».
Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ:
«Мы должны смотреть за реальной ситуацией в экономике, за нашими реальными финансовыми возможностями и корректировать их по мере возникновения дополнительных источников и дополнительных возможностей. Мы должны все-таки смотреть в будущее и поступить так же, как мы поступили с программой образования, то есть повысить планку ожидания и в конечном счете определиться с тем, что будет происходить через некоторое время, но ориентироваться на продвинутый сценарий здравоохранения. И в зависимости от того, в каком состоянии будет наша экономика, мы и будем принимать окончательное решение по истечении соответствующего годичного и трехлетнего периодов».
Aвтор: Зоя Гирина