Слияние учебных заведений в Самаре - дело обычное: в прошлом году Самарский технический лицей объединили со школой №2, а в состав гимназии №3 вошла школа №1. В этом году «сольются» гимназия «Перспектива» и школа №152.
Два в одном
Гимназия «Перспектива» и школа №152 расположены неподалеку друг от друга, на одной улице - Советской Армии. В школе, рассчитанной на 428 учеников, учатся около 250 детей. Гимназия, напротив, переполнена - примерно 700 учащихся, плюс более 60 ребят обучаются в классах дошкольного отделения гимназии.
Как рассказала директор гимназии «Перспектива» Наталья Толстых, четвертый год из-за ремонта здания начального отделения, находящегося на улице Перекопской, дети вынуждены учиться в две смены, что противоречит положению о гимназии. «Здание начального отделения гимназии нуждалось в капитальном ремонте, однако стало понятно, что ремонту оно не подлежит, так как карстовые явления, свойственные для этой территории, расшатывают его фундамент, - пояснила Толстых. - Поскольку в школе №152 имеются свободные помещения, то в департаменте образования нам предложили вариант объединения с ней, чтобы решить сразу две проблемы – недокомплектации этой школы и нехватки учебных классов в гимназии».
Наталья Толстых подчеркнула, что пока никаких официальных документов и распоряжений по объединению школы и гимназии она не получала, однако отметила, что в профильном ведомстве такое решение уже принято. «Объединение двух коллективов – педагогического и ученического - в одно учебное заведение - задача непростая, но осуществимая при сохранении специфики обучения, кадрового состава и численности классов обоих учебных заведений, - заявила директор. - Надо учитывать разницу содержания образовательных программ, в том числе и дополнительного образования. В то же время типовое положение о гимназии предполагает в общеобразовательной школе программу углубленного изучения ряда предметов. Хочу заверить родителей учеников школы №152, что воспользоваться дополнительными занятиями или перейти в гимназические классы они смогут исключительно добровольно. Привычный распорядок дня и образовательные программы в школе и гимназии будут сохранены».
Предполагается, что на базе школы №152 будет открыто школьное отделение гимназии, программы будут скорректированы так, чтобы ни один ученик не был ущемлен в своих правах. Школьники смогут продолжить обучение в своих классах, либо перейти в гимназические - учиться по программам углубленного изучения предметов, в том числе английского языка.
«Бесперспективное» будущее?
Педагоги школы №152 оптимизма своих соседей не разделяют. Они признались, что еще в августе прошлого года, когда впервые заговорили о возможном объединении школы с гимназией, многие родители высказывались против. И не безосновательно. Дело в том, что в этом микрорайоне школа №152 — единственное общеобразовательное учреждение, доступное для детей малообеспеченных родителей. Больше половины ее воспитанников — дети-сироты, ребята из неполных и неблагополучных семей, которых обеспечивают бесплатным питанием.
Между тем, как правило, в гимназиях родителям приходится за многое доплачивать, то есть, по сути, финансировать укрепление материально-технической базы учебного заведения. Поэтому при объединении двух таких разных учебных заведений есть вероятность, что кто-то пожелает уйти. Но вот куда? Другие окрестные школы имеют негласный статус «элитных». В них дети углубленно изучают отдельные предметы, и добровольные пожертвования и «доплаты» также традиционны: №114, №176, лицей «Созвездие» №131. Впрочем, и они переполнены, так как в районе ТРК «Космопорт» возведен квартал многоэтажных новостроек.
Другая проблема, которая волнует педагогов школы №152 - изменение режима обучения. Во-первых, в школе №152 учатся ребята, проживающие в данном микрорайоне, а «Перспективу» посещают дети со всего города. И если сейчас дети в 152-й учатся в первой половине дня, то после объединения могут появиться две смены. А ведь многие ребята во вторую половину дня посещают бесплатные школьные секции и кружки, которых более десятка.
Слияние во благо
Руководитель городского департамента образования Надежда Колесникова считает тревоги педагогов и родителей напрасными. По ее словам, родители вправе выбирать, в какую школу отправлять своих детей в соответствии с их способностями и материальными возможностями семьи. В данном случае она уверена, что объединение пойдет на пользу обоим учебным заведениям, и никто не заставит родителей вносить дополнительные платежи за образовательные услуги, которыми они не пожелают воспользоваться.
«Мы уже имеем положительные примеры слияния учебных заведений. С 1 сентября 2012 года воспитанники гимназии №3 стали учиться в школе №1. Последняя была заполнена учащимися всего на 40%. В гимназии №3, напротив, катастрофически не хватало классов для всех желающих. Теперь это эффективное, востребованное учебное заведение, как и Самарский технический лицей, объединенный со школой №2, - отметила Колесникова. - В новом учебном году учащиеся школы №152 станут воспитанниками «Перспективы», при этом ученический и педагогический коллективы обоих учебных заведений будут полностью сохранены. Нам нужны учебные классы. В школе №152 есть площади, которые находятся в аренде негосударственного учреждения высшего профобразования, их мы отдадим для обучения детей. Надеюсь, такое решение найдет поддержку педагогов, родителей и учащихся».
В Самаре действительно есть школы, в которых при норме в 600 мест в одну смену обучаются всего 180 учащихся. Как правило, они не набирают положенной квоты первоклассников. Если в среднем по городу в обычной школе имеется два параллельных класса, то в малочисленных общее число старшеклассников иногда не превышает и 10 человек. Поэтому такие школы и прикрепляют к более крупным, чтобы на нее обратили внимание родители. К слову, рассматривалась возможность объединения школы №92 с медико-техническим лицеем и гимназии №1 - со школой № 47. Но пока эти планы не осуществились.
Надежда Колесникова добавила, что в этом году в городские образовательные учреждения будут устроены все ожидаемые 11 тысяч первоклассников. Согласно положению министерства образования и науки РФ о приеме детей в школу, все дома на территории города прикрепляются к образовательным учреждениям, что не мешает родителям отдавать детей в желаемую школу, как и подавать заявления о приеме в электронном виде сразу в несколько учебных заведений.
«До первого февраля муниципалитеты обязаны принять постановление, закрепляющее школы за домами, и довести его до сведения родителей. На сайте городского департамента образования опубликованы квоты для каждого учебного заведения, определяющие минимальное количество первоклассников. В скором времени появится и список электронных адресов учебных заведений, куда можно отправить заявки, - уточнила Колесникова. - в нынешнем году приемная компания в школах стартует раньше - не с 1 апреля, а с 10 марта. В каждой школе появится стенд с информацией о порядке приема в школу будущих первоклассников. В нашем ведомстве откроется «горячая линия» по всем вопросам, связанным с приемом детей в школу».
Надежда Колесникова, руководитель департамента образования администрации Самары:
«В новом учебном году дети, обучающиеся в школе №152, станут учащимися гимназии «Перспектива». Они продолжат учиться в здании своей школы. В основном и старшем звене гимназия готова предложить родителям и учащимся программу углубленного изучения ряда предметов, которые они смогут выбрать по желанию. Предстоящее слияние должно стать взаимовыгодным: гимназия получит дополнительные площади, которые имеются в школе №152, а учащиеся школы получат возможность выбора той или иной образовательной программы. Педагогический коллектив школы в полном составе перейдет в гимназию «Перспектива».
Наталья Толстых, директор гимназии «Перспектива»:
«Пока мы не получали никаких официальных документов о проведении реструктуризации. Говорить о том, как будет проходить эта работа, рано. Вопрос о возможном объединении гимназии и школы №152 обсуждался неоднократно. В Самаре есть подобные примеры, подтверждающие качественное развитие объединенных в одно образовательных учреждений, где дети успешно реализуют себя. Важно, чтобы действия, связанные с вопросом объединения, были корректными по отношению ко всем участникам образовательного процесса: учащимся, педагогам, родителям. Надеюсь, что и в нашем случае, если это решение будет принято, будут соблюдены интересы всех сторон».
Aвтор: Татьяна Пашинская