Сфера ЖКХ в губернии не просто плохо работает. В ней процветают воровство и махинации. В прошлом году прокуратура области выявила почти 8 тысяч нарушений, более полутора тысяч должностных лиц привлечены к ответственности, возбуждено 42 уголовных дела.
В зоне особого внимания
Контроль за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ правоохранительные органы вели всегда. Так, в 2011 году прокуратурой области было выявлено 7006 нарушений в этой сфере, почти две тысячи руководителей и организаций были привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 7 уголовных дел.
Но сегодня и президент страны, и губернатор Николай Меркушкин призывают усилить контроль, называя жесткое наведение порядка в ЖКХ одной из главных задач государства. И потому прокурор Самарской области недоволен результатами работы своего ведомства по линии ЖКХ в 2012 году.
В конце октября прокуратура даже провела специальную коллегию, на которой были выработан план работы по выявлению нарушений закона в этой сфере. В итоге скоординированная работа правоохранительных ведомств позволила в конце 2012 года вскрыть массу махинаций в жилищно-коммунальной сфере.
Уже к декабрю следственными органами губернии было возбуждено 45 уголовных дел. По уголовным делам предъявлены иски о возмещении ущерба на сумму более 92 млн рублей. А всего за 2012 год только по материалам прокуратуры в области было возбуждено уже 42 уголовных дела.
Дорогая крыша
Нарушения найдены по всей губернии и во всех видах коммунальной деятельности. Например, прокуратура Железнодорожного района Самары, проверяя расходование коммунальщиками средств жильцов, обнаружила, что в 2010 году подрядчик ООО «Байкал-Волга» ввел в заблуждение заказчика работ по ремонту кровли дома № 17 по ул. Желябова. В акте о приемке выполненных работ сотрудники фирмы указали неверные сведения по объему ремонта, в результате были похищены деньги жильцов - 19 тысяч рублей.
Аналогичные нарушения выявлены на ремонте кровли дома № 66 «А» по ул. Никитинской, где работал железнодорожный филиал ЗАО «ПТС-Сервис». Проверкой выявлено, что здесь в акты о приемке включены фактически невыполненные работы на сумму более 46 тысяч рублей. 1 ноября на основе материалов прокурорских проверок следователи самарского отдела полиции № 9 возбудили уголовные дела, квалифицировав каждый случай как мошенничество.
Ошибка на полмиллиона
Прокуратура города Новокуйбышевска также вычислила махинации на ремонте жилья. В 2010 году подрядная организация ЗАО «Горизонт» выполняла ремонт дома № 33 по ул. Коммунистической общей стоимостью около 6,3 млн рублей. Общество предоставило в администрацию города акты о выполненных работах и справку о затратах по контракту, деньги из областного бюджета были перечислены в полном объеме.
Однако, как установили проверяющие, работы были сделаны неквалифицированными специалистами, в итоге их реальная стоимость оказалась существенно ниже, а сметная документация не соответствовала фактическим затратам. В результате махинаций подрядчики присвоили около полумиллиона рублей. По материалам проверки городским отделом полиции возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 201 УК РФ - злоупотребление полномочиями.
«Вернуть государственный контроль»
Как пресечь поток нарушений и ликвидировать саму питательную среду для махинаций в сфере ЖКХ, размышляют многие эксперты, предлагая самые разные решения.
«Выход из этой ситуации - это, во-первых, возврат государственного контроля за отраслью ЖКХ, при котором управляющие компании должны быть муниципальными, - считает депутат Самарской губернской думы, член комитета по ЖКХ Михаил Матвеев. - А у них на подряде по конкретным видам ремонтных работ уже могут находиться частные компании. Средства населения должны поступать на счета государственных организаций, которые обязаны за ними следить. И второе – необходимо создавать конкурентную среду. То есть не допускать монополизации, чтобы, например, одна управляющая компания контролировала огромный объем жилого фонда. Их должно быть много, и за ними должен быть жесткий контроль. Тогда у жителей будет выбор. Они будут выбирать лучших, и заработают рыночные механизмы».
По мнению депутата, есть и другой вариант: разделить структуру коммунальных платежей таким образом, чтобы жители напрямую оплачивали услуги, а все средства, которые связаны с ремонтом дома и его обслуживанием, находились на отдельном счете дома, распоряжаться которыми можно было бы только с согласия домового комитета.
Впрочем, признает Матвеев, это требует определенного уровня самоорганизации жителей, который пока отсутствует.
Михаил Матвеев, депутат СГД. Член комитета по ЖКХ СГД: «С моей точки зрения, как члена комитета по ЖКХ Губернской думы, корень проблемы находится в монополизации отрасли ЖКХ со стороны управляющих компаний, аффилированных муниципальным чиновникам. В результате отсутствует конкурентная среда на рынке ЖКХ и закрываются глаза на различные махинации со средствами населения, снижение уровня оказываемых коммунальных услуг. Поэтому эта отрасль крайне непрозрачна. И отсутствует сама возможность общественного контроля за средствами. А контроль муниципальных властей тут недостаточный в силу заинтересованности. То есть если сформулировать коротко, то причина - в коррупции».
Автор: Олег Новиков