Большую радость ребенку доставляют новые яркие игрушки. Каждый родитель хочет порадовать своего малыша, но иногда радость от покупки может быть омрачена неприятными последствиями – очень часто игрушки являются токсичными, содержат тяжелые металлы. А некоторые куклы и герои могут нанести вред детской психике.
Осторожно, куклы и мишки
Игрушки – это непременный атрибут счастливого детства. Однако современные производители этих товаров нередко забывают о золотом правиле: лучшее – детям. В игрушках лабораторным путем нередко находят тяжелые металлы, вредные химикаты и токсины. Страна-изготовитель и фирма еще не гарантируют качества. Несколько лет назад по миру прокатился скандал – известные куклы, которые стоят немалых денег, послужили причиной отравления малышей в Америке.
В Самарской области за два последних года сотрудники Роспотребнадзора проверили 26 предприятий, продающих товары для детей. «Лидируют» в таких магазинах следующие нарушения: ненадлежащее качество продукции, отсутствие информации о товаре и изготовителе, а также местонахождении производства. Не всегда была информация на русском языке и инструкции о мерах предосторожности, отсутствовали данные о сырьевом составе и материалах, применяемых при изготовлении игрушек. Лабораторно-инструментальные исследования прошли 19 образцов игрушек, вызвавших обоснованные сомнения в их качестве и безопасности. Четыре игрушки, произведенные в Китае, не соответствовали санитарным требованиям по органолептическим показателям и индексу токсичности.
Комментарий в тему
Заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Самарской области Владимир Жернов: «За два последних года из оборота было изъято 272 единицы товаров детского ассортимента, не соответствующих обязательным требованиям, на общую сумму 73 300 рублей, в том числе 41 – импортного производства (Китай)».
Выбор игрушек – это не игра
Выбирая игрушки ребенку, нужно помнить, что они должны быть безопасными не только с точки зрения физического здоровья, но и быть полезными для психологии малыша. Очень часто мамы и папы, увлекаясь выбором игрушек для своих чад, забывают о возрасте и потребностях своего ребенка и покупают то, что привлекает взрослых.
«Родители делают большую ошибку, покупая предлагаемых с экранов телевизоров современных кукол с уродливыми чертами и непропорциональными частями тела или же монстров-роботов или героев-чудовищ, – предостерегает практикующий психолог Яна Сагатовская. – Игра с монстрами – это всегда погоня, убийство, агрессия. Какие навыки и какое развитие с такими игрушками получит ребенок? Он перестанет разговаривать на человеческом языке, будет транслировать агрессию на окружающих, воспринимать мир исключительно как враждебный по отношению к нему», – говорит специалист.
Образы игрушек оказывают глубокое формирующее физиологическое воздействие на телесный облик ребенка.
До трех лет малыш идентифицирует себя с различными куклами, копирует выражения их лиц, кукла является как бы внешним выражением его внутреннего мира. Часто рекламируемые куклы известных брендов задают образ, которому дети стремятся подражать. В жизнь ребенка входит соответствующий стереотип поведения, складывается устойчивый образ красоты. Девочки умеют только наряжаться, красить ногти или кататься на дорогих машинах. В дальнейшем такой стереотип сложно поддается коррекции.
Не нужно считать, что большое число технических «наворотов» в игрушке делает ее интереснее для детей. Ребенок может напугаться при виде такой игрушки, которая ездит, светится, кувыркается, издает непонятные звуки, при этом у нее крутятся уши, хвост.
Каждому – по потребностям
При покупке игрушек родителям нужно учитывать возраст ребенка.
С рождения малыш окружен множеством предметов разных цветов и форм, но если в этот момент ребенка оградить от получения дополнительных стимулов в виде ярких игрушек различной формы, погремушек, поющих зверушек над кроваткой и общения со взрослыми, то его интеллектуальное и эмоциональное развитие будет отставать от нормы. Игрушек не должно быть много, но их нужно периодически обновлять, у малыша возрастают потребности в новой информации.
Достигая годовалого возраста, ребенок начинает осваивать территорию, его движения становятся более сложными. Для их совершенствования полезны будут мячи, обручи, каталки, прыгалки, кегли. Детям нужны игрушки, которые можно было бы возить, толкая впереди себя. Много радости приносят игрушки с вкладышем: матрешки, яичко с цыпленочком. Удовольствие малышам доставляет возня в песке с водой, с камешками, шишками. Такая игра развивает творческую фантазию, усидчивость.
После полутора лет дети начинают подражать взрослым, поэтому игрушки должны имитировать жизнь «большого» мира. Стоит уделить внимание кухонным наборам, игрушечным инструментам, лопаткам. Для развития физической силы и ловкости подойдут трехколесные велосипеды (чтоб помимо катания можно его было еще и ремонтировать как папа), кегли, скакалки. Не стоит забывать и о чтении книг с крупными буквами, наборах для рисования, мозаиках.
К трем-шести годам на смену подражанию приходят ролевые игры, дети проявляют интерес к творческим экспериментам. Задача родителей – подготовить ребенка к школе, развивать наблюдательность, усидчивость, память, уделить внимание отработке практических навыков. Большой интерес у детей вызывают медицинские наборы, куклы для театра, железная дорога, настольные игры по профессиям, явлениям природы, миру животных, эмоциям. Дети играют во взрослых, примеряя различные роли: учителя, врача, родителя, продавца, полицейского, строителя.
Яна Сагатовская советует: «Задача взрослых – раскрыть возможности каждой появляющейся в доме игрушки. В совместном творчестве со взрослым, терпеливым, внимательным и любящим партнером, любая вещь приобретет свойства обучающей, полезной и развивающей воображение, наблюдательность и самостоятельность игрушки».
Фото: фото с сайта 374.ru