Самарская семья Ашуровых в одночасье осталась без крова. За считанные минуты пожар уничтожил их дом и все имущество, нажитое за несколько лет. Но чиновники только разводят руками: если жилье застраховано не было, его собственники могут претендовать только на мизерную компенсацию.
Вечер 29 января семья Ашуровых будет помнить всю жизнь. Двадцатилетняя самарчанка Сабина Ашурова вместе со своим братом возвращались домой с автобусной остановки. Ребята смеялись, шутили. Ничего не предвещало беды. Неподалеку от своего дома молодые люди увидели несколько пожарных машин. Подойдя ближе, они поняли: горит их дом.
Сабина бросилась к полыхающему зданию, ведь в горящем доме должны были находиться их родители.
«У меня началась истерика, – вспоминает девушка. – Я рыдала, просила пустить меня в дом. Пожарные пытались меня увести. Брат как мог успокаивал».
К счастью, Ашуровы-старшие на пожаре не пострадали. Отец Сабины находился неподалеку от места происшествия. А мама была в гостях. Правда не удалось уберечь кошку. Домашняя любимица погибла в огне. От дома площадью 80 квадратных метров остались только груды горелых досок. Бытовая техника, драгоценности, компьютер, мебель, документы, семейные фотография, одежда – все это было уничтожено пламенем. Огонь не пощадил ничего.
Из комфортного дома семья Ашуровых переехала в маленькую комнатушку к друзьям. Поначалу погорельцам пришлось спать на полу. Из вещей у них была только та одежда, в которой Ашуровы вышли из дома. Помощь оставшейся без крова семье пришла неожиданно и от людей, о существовании которых они даже не знали.
Подруга Сабины на своей странице в социальной сети разместила призыв о помощи. Девушка написала, что одна семья в Самаре осталась посла пожара без денег и имущества. Она попросила откликнуться всех тех, кто хоть как-нибудь может помочь. Сообщение разошлось по сети мгновенно.
«Подруга предупредила меня, что мне могут звонить незнакомые люди и предлагать помощь, – рассказывает Сабина. – Но я не предала этому значения. Не думала, что у людей наша беда вызовет отклик. Но вскоре телефон стал буквально разрываться. Всего на данный момент позвонили более 20 человек. Люди пытались помочь кто чем может – деньгами, одеждой, принесли из дома диван и стулья. Большее спасибо всем им. Мир все-таки не без добрых людей».
Что касается помощи от государственных органов, то Ашуровы ее пока и не увидели. По закону единственное, что могут предоставить семье, – мизерная компенсация. Но материальную помощь погорельцы получат только через три месяца и то, если предоставят кипу документов. Также на время семье могут предоставить небольшую жилплощадь в маневренном фонде.
«К сожалению, в данном случае погорельцам не полагается практически никаких выплат, – говорит руководитель департамента социальной поддержки и защиты населения администрации Самары Петр Сучков. – В том случае, если сгорел жилой многоквартирный дом, как это произошло на улице Ново-Вокзальной, его восстанавливают за счет средств областного и городских бюджетов. Такое жилье считается общественной собственностью. В том случае, если дом частный – то это собственность конкретного лица. Соответственно, владелец должен восстанавливать его за свой счет, если у него не было страховки от пожара. Единственное, что они могут получить от властей, – единовременную материальную помощь. Но на моей практике сумма такой компенсации не составляла больше ста тысяч рублей».
По словам правозащитников, проблема с предоставлением жилья для погорельцев стоит достаточно остро. Большинству пострадавших приходится надеяться лишь на добрых людей.
«Решение данного вопроса зависит от строительства социального жилья и маневренного фонда, – рассказала 63.ru уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова. – Но это требует больших затрат и системного подхода областных и муниципальных властей. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Но убеждена, что, не взирая ни на какие регламенты и функционалы, местные власти должны оказывать любую помощь людям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации, в том числе по сбору необходимых документов».
Фото: Фото Сабины АШУРОВОЙ