Вчера в пресс-центре «КП-Самара» прошел «ЖКХ-марафон», в рамках которого на острые и злободневные вопросы горожан отвечали специалисты ведомств, контролирующих коммунальные услуги, и представители ресурсоснабжаю-щих организаций.
Больше всего самарцев беспокоилиа оплата за услуги ЖКХ. Часть жителей откровенно возмущается внезапно увеличившимися цифрами в квитанциях за воду. Власти уверяют, что цены на ресурсы не повышали.
- Ни нормативы, ни тарифы у нас пока не менялись. Все осталось на уровне конца прошлого года, как было после сентябрьского повышения. Изменения наблюдаются только в объеме потребляемых услуг. Отсюда и изменение в платежах. Это естественно, и все это можно проверить, сравнив показания приборов учета, - заявила руководитель департамента регулирования тарифов министерства энергетики и ЖКХ Самарской области Алена Гаршина.
По мнению чиновников, чаще всего в ситуации резкого скачка цифр в счетах виноват пункт расхода ресурса (воды, тепла или электричества) на общедомовые нужды. Их очень трудно проконтролировать, если в доме не в каждой квартире установлены индивидуальные приборы учета, чтобы можно было сравнить сумму их показателей с данными общедомового счетчика. Практически эти затраты становятся «невидимыми». Например, общедомовые расходы воды, помимо реальных затрат (промывка стояков, полив газонов и прочее), складываются еще и из незапланированных или даже незаконных факторов - утечек и несанкционированных врезок. Фактически получается, что если у вашего соседа сливной бачок неисправен и в унитазе постоянно журчит небольшой ручеек, то эти расходы вписываются в общедомовые нужды. И за них придется платить и тем жильцам, у кого счетчик на воду стоит и сантехника исправна. Эти расходы рассчитываются исходя из площади квартиры, а не количества зарегистрированных или реально проживающих там людей.
Случаи откровенного приворовывания из карманов жильцов тоже имеют место.
Например, по закону, после того как счетчик на воду в доме установлен, ресурсоснабжающая организация, которая провела монтаж, уходит и передает прибор под контроль управляющей компании. И тут все начинает зависеть от халатности или жадности конкретных управленцев. Часто на первых этажах жилых домов находятся нежилые помещения, использующиеся как коммерческая недвижимость. И, естественно, ее арендаторы, будь то магазин, парикмахерская или кафе, заинтересованы в пользовании той же водой. Но вместо того чтобы сделать себе законную врезку и установить отдельный прибор учета, присоединение к водопроводу делается перед общедомовым счетчиком. И вся потребляемая арендаторами вода, таким образом попадая в категорию общедомовых расходов, ложится финансовым бременем на ничего не подозревающих жильцов дома. Степень ответственности УК в каждом случае разная. Причиной такой ситуации может быть и банальное разгильдяйство, и коррупционный фактор. На условиях анонимности сотрудник одной из самарских УК заявил корреспонденту «СГ», что, по его оценке, сегодня за общедомовой расход тепла и воды самар-цы в среднем переплачивают в два-три раза! В основном это банальные утечки из-за устаревшего оборудования.
- Когда к положенным по нормативу 13 кубометрам воды с человека добавляют один-полтора на общие расходы - это нормально. Но если вы видите, что в квитанции на оплату вам вдруг начинают приплюсовывать семь-восемь кубометров, то тут уже повод подозревать неладное и идти требовать разбирательства, - предостерегает руководитель отдела по работе с клиентами ООО «Самарские коммунальные системы» Марина Верхова.
Такая же ситуация с «чудесным» увеличением общедомовых расходов происходит не только в отношении воды, но также тепла и электричества.
- К сожалению, к нам периодически поступают жалобы на то, что компании-провайдеры, устанавливая свое интернет-оборудование в подъездах домов, подключаются к электросетям без ведома жильцов. И получается, что за это расплачиваются те же граждане, - поделился руководитель департамента ЖКХ г.о. Самара Игорь Жарков.
Выход в такой ситуации один: идти в УК и разбираться. А в случае если местные коммунальщики не в состоянии внятно объяснить, почему выросла оплата за коммунальную услугу, жаловаться в Государственную жилищную инспекцию. Она обязана контролировать работу УК и ТСЖ и проводить их проверки. Подробная информация на сайте http://www.gzhi-samara.ru/ или по телефону 200-02-98. А если есть подозрение, что УК вас заведомо обсчитали, то можно смело обратиться в районную прокуратуру.
Главное помнить, что залог успеха в массовости жалоб. Если от одного возмущенного жильца еще могут просто отмахнуться, то если полдома заявляет, что цифры в платежке выросли подозрительным образом, проигнорировать ситуацию будет сложно.