Возьмут ребенка в садик, не возьмут ребенка в садик – это науке неизвестно. Впрочем, также это неизвестно и тысячам самарских родителей, которые были бы весьма не против пристроить своих чад в дошкольные учреждения.
Несколько месяцев назад к этим бедолагам присоединился и я. Зная о проблемах в сфере дошкольного образования, в плане наличия/отсутствия мест в детских садах родного города, решил сразу брать быка за рога и записать своего первенца сразу в несколько учреждений с несколько замысловатой и одновременно непритязательной аббревиатурой МДОУ.
При этом, естественно, предполагал, что следствием сего маневра должна была стать уверенность, что место в детском саду уже в кармане. Но во втором из пяти садиков, занесенных в список, всю спесь сбила весьма колоритная заведующая, которая предупредила, что шансов на место в саду мало.
Все визиты проходили по похожему сценарию: сухое приветствие, скептические рассуждения заведующей на тему: «Мест нет и вряд ли появятся, так что и не надейтесь», прием необходимых документов и заполненной анкеты, «Торжественное» вручение «листа ожидания» с индивидуальным номером, в котором указывалось место в очереди.
Подводя итоги своего боевого похода, провел нехитрые арифметические расчеты, из которых следовало, что наша очередь в детсад подойдет минимум года через три или же вообще, когда сын уже освоит программу второго класса школы. Поэтому большой радостью стали слова мэра Дмитрия Азарова, сказанные им в конце 2012 года, видимо, слегка необдуманно, о том, что очередь в детские сады полностью ликвидируют к концу 2013 года. Ну, вот, думаю, жизнь-то прекрасна, вот оно – светлое будущее. Но не тут-то было. Уже в этом году в мэрии, видимо, поняли, что погорячились, и перенесли дату окончательной ликвидации на середину 2014. Все бы хорошо, но вот только методы бескомпромиссной борьбы с детскими очередями, скажем так, не совсем гуманные.
Во-первых, на 50% сократят количество групп для детей в возрасте от двух до трех лет, то есть по сути из половины садов уберут ясли. Автоматически, мамашки, которые планировали по достижении своим чадом 2-летнего возраста выйти на работу, оказались не у дел. Для кого-то это, конечно, не является проблемой вселенского масштаба. Но в семьях, где, допустим, муж получает 25 тысяч рублей, зарплата жены хотя бы в тысяч 15 рублей была бы весьма весомой добавкой. Кто-то добавит, что ребенка можно «повесить» на бабушек и дедушек. Однако мне думается, что пора бы уже перестать перекладывать прямые обязанности государства на плечи пенсионеров. Это, кстати, касается не только ситуации, когда общение малышей с бабушкой и дедушкой заменяет ребенку детский сад, но и тех случаев, когда дети или внуки ждут (как бы жестко это не звучало, но иногда это действительно так) смерти своих престарелых родственников, чтобы заиметь возможность жить в своей собственной квартире. Но это уже совсем другая история...
Еще один метод ликвидации очередей в детские сады – билдинг-сады. Безусловно, в некоторой степени, это выход из ситуации, но не панацея. Как мне кажется, такая форма дошкольного учреждения не соответствует в полной мере потребностям ребенка. Лично у меня люди, которые выполняют здесь функции воспитателя, не в обиду им будет сказано, доверия не вызывают. Здесь, конечно, можно найти выход и по личным рекомендациям выйти на хорошего специалиста, но есть еще один немаловажный пункт – территория для прогулок. Насколько я понимаю, как таковой ее нет ни у одного из билдинг-садов. Детские игровые площадки во дворе жилого дома не в счет, так как большинство из них не имеют никаких ограждений, часто находятся в, мягко говоря, запущенном состоянии. Ну, а выводить детей на прогулку, чтобы они подышали выхлопными газами и пылью у проезжей части, как-то уж совсем бесчеловечно.
Кирилл Ляхманов родился в Куйбышеве, живет в Самаре. Закончил филологический факультет (отделение романо-германской филологии) СамГУ. В журналистике с 2010 года. Хобби – футбол, музыка, история. Женат, воспитывает сына.
Стоит добавить, что городские власти обещают построить в ближайшие годы около 10 новых детских садов. Это, безусловно, сыграет свою роль в решении проблемы нехватки мест в дошкольных учреждениях. Но почему бы не вернуться к вопросу законного отъема зданий бывших детсадов у нынешних собственников? Например здание по адресу: Вольская, 15а. Раньше здесь находился хороший садик с большой территорией. Тихий район, достаточно далеко от проезжей части. Сейчас площади бывшего детского сада занимает Региональный учебный центр Ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ. Это далеко не единичный случай. Можно привести еще как минимум с десяток примеров, образно говоря, «захвата» государственными организациями зданий, где сейчас могли бы проводить время дети жителей Самары.
В дополнение ко всему, неплохо было бы возродить так называемую ведомственность садов. Ведь в Самаре и области немало крупных компаний и заводов с численностью работников более тысячи человек. Многие из них вполне способны построить и в дальнейшем содержать как минимум по 1-2 садика для детей своих сотрудников. В ответ на это государство могло бы дать им налоговые послабления. Кроме того, это могло бы и положительно сказаться на решении проблемы нехватки рабочих рук. Ну, а в случае недобора в подшефные садики детей сотрудников, вполне можно было бы зачислять тех ребятишек, которые должны пойти в садик на льготных условиях.
Тема детсадовских льготников, кстати, также вызывает немало споров. Безусловно, дети из тех семей, которые находятся в трудной жизненной ситуацией, должны иметь право на внеочередное зачисление в детсад. Вопрос возникает, когда речь заходит о детях сотрудников силовых ведомств. Конечно, в карман заглядывать никто ни к кому не собирается, но, судя по тому, на каких автомобилях передвигаются эти самые сотрудники, сложно причислить их к числу нуждающихся. У большинства людей возникает непонимание того, за какие заслуги дети работников прокуратуры или следственного комитета имеют больше прав при поступлении в детский сад. Чем их дети отличаются от ребятишек из семей учителей, инженеров, врачей?
В любом случае, сейчас всем очередникам остается только ждать того момента, когда раздастся долгожданный телефонный звонок, и в трубке прозвучит: «Приходите оформлять документы на зачисление в детский сад». Ждать и надеяться, ведь надежда, как известно, умирает последней.