Прошел Парад Победы – уже традиционно: с военной техникой, ветеранами, которые еще живы, и со всеми сопутствующими праздничными торжествами. Однако, Самара, к сожалению, не стала полноценным участником акции «Бессмертный полк», хотя могла бы.
В прошлом году журналисты провели в Томске акцию, собравшую около шести тысяч человек. Как поясняется в Уставе «Бессмертного полка»: «участие в «Бессмертном полку» подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего ветерана, деда, прадеда, выходит на улицы города с фотографией солдата, чтобы либо принять участие в параде 9 Мая в колонне «Бессмертного полка», либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся фотографию к вечному огню, либо иному памятному месту».
«Бессмертный полк» - общественная Некоммерческая, Неполитическая, Негосударственная Гражданская Инициатива. Встать в ряды полка может каждый гражданин независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. «Бессмертный полк» - объединяет людей. Все что служит иному, для нас неприемлемо.
В этом году «Бессмертные полки» появились во многих городах страны – участие в акциях приняли более 35 городов. В каждом из них появились координаторы: по собственной инициативе, на безвозмездных началах.
Сергей Лапенков, от имении координаторов Всероссийского «Бессмертного полка»: «Мы не были авторами, так сказать, «идеи». Собирая впервые в Томске в 2012 году наш «Бессмертный полк», мы не изобретали ничего, что хотя бы раз, хоть где-то не происходило. Наших дедов соединил один окоп. Давайте и мы, благодаря им, живые, встанем 9 Мая в один полк. Встанем вместе с теми, чьи светлые лица должны вернуться на наши улицы в этот день, с фотографиями солдат, нашей родни близкой и дальней. Встанем без флагов и напыщенных речей, без выгоды и амбиций. По-настоящему, гордо. Во весь рост. Как ОНИ вставали в свою последнюю атаку».
В этом году лидерами по количеству участников в колоннах «Бессмертного полка» стали:
- Томск – более 15 тысяч человек;
- Барнаул – 10-12 тысяч человек;
- Тула – более 10 тысяч участников;
- Братск – около 10 тысяч человек;
- Новокузнецк – более 5 тысяч участников;
- Благовещенск - почти 5 тысяч человек.
Самара могла бы создать свой «Бессмертный полк»
Павел Сергеев, генеральный директор ООО «ИнтерМедиаГруп Самара», решил проявить инициативу и записался в координаторы «Бессмертного полка» в Самаре.
Павел Сергеев: «В феврале я написал первое письмо – в министерство культуры региона, уверенный в том, что именно это ведомство отвечает за организацию парада. Но в министерстве ответили, что это не в их компетенции».
12 марта от регионального Минкультуры пришел официальный ответ, в котором было сказано: «Согласование вопроса о включении проекта в программу проведения торжественно-праздничных мероприятий в Самаре 9 мая 2013 года не относится к предмету ведения и полномочиям министерства культуры Самарской области».
Обращение перенаправили в адрес департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области. Об этом также говорилось в ответе Минкульта.
Павел Сергеев: «После этого я выходил на представителей пресс-службы губернатора, чтобы понять – можем ли мы колонной «Бессмертного полка» пройти в общем параде, либо где-то в другом массовом месте пройти колонной. Как одно из мест предлагалась площадь Славы. В итоге в устной беседе мне отказали, заявив, что количество мест в колонне Парада Победы ограничено, и сделать это нельзя. Площадь Славы тоже оказалась занята».
После этого, как сообщил Павел Сергеев, он обратился в администрацию города Самара: просил разрешить проведение шествия либо по одной из центральных улиц областного центра, либо в одном из городских парков.
11 марта поступил ответ и от департамента по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Самары, в котором было сказано, что «вопросы организации и проведения парада, который состоится 9 мая 2013 года на площади им. В.В. Куйбышева, находятся в компетенции правительства Самарской области и 2-ой общевойсковой армии».
Павел Сергеев: «В устном разговоре с одним из сотрудников администрации города мне сказали, что мы можем пройти «Бессмертным полком» в парке 30-летия Победы. Однако руководство администрации Советского района и МП «Парки Самары» ответило, что парк 30-летия Победы не вместит в себя колонну из 500 человек».
Все эти «путешествия» по инстанциям, ведомствам и паркам, по мнению Павла Сергеева, уже показали бессмысленность проведения акции в таком виде. «Люди там просто себя чувствовали бы некомфортно: им нужно было бы куда-то уехать, когда все действия проходят в центре города. И совместно со Штабом Всероссийского «Бессмертного полка» было принято решение, что в этом году Самара в акции не участвует, но готовится к следующему году», - подытожил Сергеев.
Кроме того, координатор самарского «Бессмертного полка» рассказал, что «в устной беседе один из помощников губернатора сообщил ему: мол, в Саранске уже давно ежегодно проводится детский патриотический конкурс, в рамках которого школьники делают плакаты с фотографиями своих дедов-фронтовиков и вместе с ними проходят колонной».
Корреспондент городского портала, к сожалению, не смог найти в Интернете информацию о проведении в Саранске подобных акций.
Самара всё же провела нечто похожее
Как написал в своем блоге Александр Гутарев, в 2012-13 учебном годах информационная группа музея истории самарской школы № 12 инициировала проект «Я помню! Я горжусь!». Целью его была работа с семейными архивами, поиск информации о родственниках-фронтовиках. Проект готовился для ежегодного конкурса школьных музеев Самары, но победу в конкурсе это не принесло.
Александр Гутарев в своем блоге: «Отрадно то, что такая деятельность большого количества учащихся нашей школы не осталась незамеченной. 9 мая в торжественных мероприятиях Дня Победы будет участвовать 200 школьников Самары (по одному от каждой школы), которые сохраняют память о своих прадедах - участниках боевых действий и тружениках тыла. Почти все участники школьного проекта «Я помню, я горжусь!» приглашены для участия в этом мероприятии. Среди «героев» нашей архивно-поисковой работы есть и ныне здравствующие и реально работающие в ветеранском движении фронтовики».
Собственно, эти и другие ребята с фотографиями своих родственников-фронтовиков, судя по информации городского ЖЖ-сообщества, приняли участие в демонстрации перед парадом 9 мая. Они прошли по улице Молодогвардейской до площади Куйбышева, а там заняли места на трибунах. Другим самарцам возможность пройти с фотографиями своих близких, погибших в ту войну, видимо, так и не предоставилась.
А вот в Отрадном была создан полноценный «Бессмертный полк» из 297 человек – координатором выступил Дом молодежных организаций города Отрадный. Информация об этом есть на официальном сайте «Бессмертного полка».
Так «отличились» только Самара и Кемерово
Корреспондент городского портала Samara24 поговорил с одним из координаторов и идейных вдохновителей «Бессмертного полка» - директором радиохолдинга Медиа FM, Томской медиа группы Сергеем Лапенковым. Он рассказал о том, где еще, кроме Самары, так и не удалось создать «Бессмертные полки», и что, по его мнению, стало тому причиной.
Сергей Лапенков: «Подобные инциденты я отношу к неким странным особенностям региональных властей в том или ином городе. У нас были два города, где не удалось договориться о проведении «Бессмертного полка» - один из них Самара. Мы просто знаем координатора от вашего города – он работал в Томске, и я знаю, что человек действительно сделал всё возможное, чтобы договориться с властью. Но это не получилось. Конечно, без очевидного непротивления властей, их поддержки, организовать колонну очень проблематично.
В Кемерово полк, к сожалению, тоже так и не прошел: там проблемы были, очевидно, связаны с неким менталитетом политической власти. Они считали, что это возможно только под эгидой «Единой России». Но колонна «Бессмертного полка» - не место для демонстрации своих политических ценностей.
По этому поводу у нас, кстати, было довольно много конфликтов, в основном, с левыми политическими организациями. Почему-то «левые» считают, что они имеют некую историческую монополию в День Победы, хотя, мне кажется, что это не совсем та же самая партия, что когда-то была в Советском Союзе».
Ринат Минин