Пока участница группы Pussy Riot Мария Алехина, осужденная за «панк-молебен» в храме Христа Спасителя, голодала во имя своего условно-досрочного освобождения, а активистки движения FEMEN провели очередную акцию топлес в соборе Парижской Богоматери, депутаты Госдумы РФ одобрили во втором чтении нашумевший законопроект о защите чувств верующих. Это лишило общественность всяких сомнений: закон будет принят, а значит, в скором времени святотатство в России станет уголовно наказуемым.
События, развернувшиеся в России после скандального «панк-молебна» в храме Христа Спасителя, походили на средневековую инквизицию и жесткую пиар-кампанию одновременно. На участниц группы Pussy Riot устроили настоящую «охоту на ведьм». В результате трех поймали и решили привлечь к уголовной ответственности. Несмотря на то, что действия девушек квалифицировали как хулиганство, в обществе мнения на сей счет разделились. Одни сочли «панк-молебен» оскорблением чувств верующих, другие – художественной акцией, имеющей право на существования.
Тем временем популярность бунтарок росла в геометрической прогрессии. Только ленивый из западных звезд не пропиарил Pussy Riot и не пропиарился за их счет, а Мадонна даже начала торговать майками с логотипом панк-группы. Нашлись у девушек и менее именитые защитники. По всей России проходили акции под лозунгом «Свободу Pussy Riot!». Например самарский перфоманист Сергей Баландин на последнем фестивале современного искусства «Правый берег» оголил свои гениталии, дабы поддержать участниц скандальной панк-группы. Не помогло. Участниц Pussy Riot Марию Алехину, Екатерину Самуцевич и Надежду Толоконникову приговорили к реальному сроку – двум годам колонии каждую (позже суд заменил это наказание для Самуцевич на условное. – Прим. 63.ru).
Народ, изрядно уставший от развернувшейся вакханалии, выдохнул, но, как оказалось, рано. Депутаты Государственной Думы разработали законопроект о защите чувств верующих. Изначально он предполагал введение в уголовный кодекс новой статьи «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний», которая предусматривала наказание в виде лишения свободы до пяти лет. Однако ко второму чтению народные избранники отказались от этой затеи. Взамен они предложили новую редакцию статьи 148 УК «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий». Она предусматривает ответственность «за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» в виде штрафа до 500 тысяч рублей, исправительных или принудительных работ, а также лишения свободы на срок до трех лет. Одновременно депутаты предложили увеличить в КоАП верхние пределы штрафов за нарушение законодательства о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях для граждан с 10 до 30 тысяч рублей, должностных лиц – с 50 до 100 тысяч рублей. Осквернение религиозной или богослужебной литературы и предметов культа может обойтись россиянам в 200 тысяч рублей.
Разработчики законопроекта считают его новую версию компромиссной и успокаивают: наказывать будут не за слова, а за действия, причем умышленные. Однако вопросы, которые этот документ поставил перед обществом, по-прежнему остаются открытыми, что лично у меня вызывает недоумение. С одной стороны, человек, несомненно, имеет право на свободу вероисповедания и уважительное отношение к своему выбору. Но почему верующие получают преимущество над теми, кто не исповедует никакой религии и не молится никакому богу? Ведь мировоззрение не вера, а значит и законом не будет защищаться. Отсутствие в документе четких формулировок по сути может привести к тому, что некоторые действия атеистов или, например, распространение ими своих взглядов, могут повлечь уголовное наказание. Придется осторожничать и журналистам, писателям, режиссерам, художникам, чтобы не попасть под статью. При этом непонятно, каким образом в суде будут доказывать умысел на оскорбление чувств верующих. Кроме того, под защиту закона попадут не только традиционные конфессии, но и все религиозные организации, в том числе секты, многие из которых просто губят людей.
В общем, пойдет ли принятие этого закона на пользу – большой вопрос. На мой взгляд, эта законодательная инициатива попахивает религиозным фанатизмом. Она лишь увеличивает социальную напряженность, сталкивает лбами не только атеистов и верующих, но и приверженцев различных религий. Видимо, нас ждут громкие судебные процессы, как в ситуации с Pussy Riot. Только теперь наказывать будет легче. Толерантность в нас будут воспитывать карательными мерами, но нужна ли нам такая толерантность?