В последнее время объекты РПЦ стали своеобразными «красными тряпками»: любое упоминание о возведении новой церкви или храма вызывает у людей массу негодования. Я сейчас говорю, конечно, об интернет-аудитории. Ведь судя по заявлениям представителей самарской епархии, подавляющее большинство тех, кто не высказывает свое мнение на форумах и в блогах, рады появлению новой церкви. Они не появляются в Интернете – они просто тихо и спокойно собирают подписи у себя в округе, приходят массово на общественные слушания…
Я понимаю негодование людей – объектов РПЦ в Самаре строят действительно много. Часто храмы располагаются в одной или даже половине остановки друг от друга. И, что больше всего возмущает людей, храмы – особенно небольшие – возводят так быстро, что остается ощущение, что их строят «под шумок». А местные жители, глядя на новое сооружение с крестом, чешут в затылке и пытаются сообразить – когда же началась стройка? Где проводились общественные слушания? А зачем тут вырубили деревья?.. И так далее. Такая ситуация была, например, два года назад на шестой просеке, когда храм построили во дворе дома №144. Бурю возмущения у самарской интернет-аудитории вызвало и появление «церковного вагончика» за Домом молодежи на улице Аэродромной.
Впрочем, отношение некоторых людей к объектам РПЦ можно увидеть и не выходя в Сеть. Вот, например, недавно построенный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который располагается на Московском шоссе, возле бывшего ипподрома:
Кстати, если присмотреться, то за ним видны кресты другой церкви.
А непосредственно перед этим храмом можно наблюдать стенд, на котором «красуется» вот такая надпись:
Да, я понимаю возмущение некоторых… Но не таких. Потому что сдается мне, что человек некультурный и неграмотный вряд ли как-то адекватно аргументирует свое возмущение. Не думаю, что ему на месте этого храма нужен детский сад, школа или парк. Уверена, что он не в курсе, какой пакет документов нужен, чтобы строительство храма было законным. Ему все это неинтересно. Он прочитал, что церкви – это плохо, а значит, и попы – «кАзлы». Ему не дано понять, что есть попы, а есть священники, ровно как есть врачи, а есть шарлатаны-целители. Какой там! Ему даже не хватило сообразительности, чтобы усвоить простое правило: не надо писать на заборах, стендах, стенах домов. Не надо марать город. Интересно, этот человек нацарапал бы что-то подобное на пивном ларьке или разливайке? Конечно, нет. Но в целом, повторюсь, возмущение количеством строящихся церквей в городе, конечно, понятно. Хотя сама я отношусь к этому двояко. С одной стороны, мне – как матери маленького ребенка – хочется, чтобы в городе было больше детских садов, развивающих центров, парков. Но с другой стороны, вокруг церкви всегда облагорожена территория.
Посмотрите на эту площадку возле храма, расположенного в парке «Воронежские озера». Здесь чисто, здесь не пьют пиво, не мусорят и даже не курят. Идеальное место для прогулки с ребенком. На входе у тебя не спрашивают – верующий ты или нет, жертвуешь ли деньги на строительство церквей и носишь ли крестик. Ты просто приходишь и гуляешь в месте, которое на фоне замусоренности окружающей территории выглядит как оазис.
Но все же хотелось бы, чтобы объекты РПЦ, впрочем, как и любые другие стационарные объекты, появлялись в городе после согласования с жителями окрестных домов. Нужно ориентироваться на их адекватные потребности и проводить общественные слушания максимально открыто и честно. Тогда и скандалов будет меньше, и все будут довольны. Хотя, конечно, все это похоже на утопию.
Фото: Фото с сайта Samara-ru.livejournal.com