Спина болит практически у каждого. Более 85% населения Земного шара страдает от остеохондроза. Но к врачу почему-то идут единицы, надеясь, что боли пройдут сами. Чем чреваты такие надежды, опасны ли операции на позвоночнике, какие методы лечения являются наиболее современными и нравится ли врачам сериал «Интерны». Об этом и многом другом Doctor63 рассказал заведующий нейрохирургическим отделением городской клинической больницы №1 имени Н. И. Пирогова, главный нейрохирург Самары, главный вертебролог Самарской области, челн Европейской ассоциации спинальных хирургов, кандидат медицинских наук, врач-нейрохирург высшей категории Сергей Сергеев.
– Сергей Михайлович, расскажите о новейших методиках нейрохирургии?
– Ежегодно в нашем отделении внедряются новые методики оперативного лечения. Причем нередко наши специалисты проводят новые операции первыми в стране или одними из первых. Так, в текущем году мы вновь оказались на «передовой» операционной медицины. В нашей больнице была внедрена новая технология – операция по протезированию фиброзного кольца межпозвонкового диска имплантом BARRICAID (США). Мы имеем самый большой опыт проведения этой операции в России и, что самое приятное, мы уже проводим эти операции в рамках программы высоких медицинских технологий Самарской области. Данная процедура значительно уменьшает риск рецидива грыжи межпозвонковых дисков после операции по удалению грыж дисков. Думаю, в следующем году будет бум на эти операции.
Следует сказать еще об одной новой операции – чрескожная транспедикулярная фиксация позвоночника системой VENUS MINI (Германия), опыт применения которой у нас опять оказался самым большим в стране. И мне поступило предложение провести показательную операцию (мастер-класс) в одной из московских клиник в ноябре этого года. Сейчас подбирают пациентов.
Родился 14 июля 1962 года в Душанбе, окончил Куйбышевский медицинский институт по специальности лечебное дело, нейрохирургический стаж с 1986 года. С 2000 года является заведующим нейрохирургическим отделением. Главный внештатный нейрохирург города Самара, главный внештатный вертебролог Самарской области.
– Появилось ли в вашем отделении за последние два года новое оборудование?
– Отделение, особенно наша операционная, оснащены всем необходимым современным оборудованием для проведения операций любого уровня сложности. Периодически оборудование в отделении обновляется.
– Сколько врачей работает у вас в отделении? Хватает ли такого количества специалистов?
– В отделении работает 16 врачей, по существующему штатному расписанию количество врачей достаточное. При увеличении мощности отделения возрастет и количество медиков.
– Существует такое мнение, что операции по удалению грыж на позвоночнике очень опасны и могут привести чуть ли не к инвалидности. Насколько это оправдано?
– Такое мнение действительно существует. Причем поддерживается оно не только больными из-за их непонимания предмета, но и некоторыми врачами, занимающимися консервативным лечением заболеваний позвоночника (иногда также из-за непонимания предмета, а иногда из-за определенного запугивания пациентов операциями с целью, как они считают, «безоперационного лечения грыж дисков»). Но операции к инвалидности не приводят, к инвалидности приводит само заболевание остеохондроз, имеющее неуклонное отрицательное дегенеративно-дистрофическое течение.
– Какие еще мифы об операциях пациенты передают из уст в уста?
– Среди мифов об операциях на позвоночнике основным является предыдущий про существование некой прямой связи между операцией по удалению грыжи и инвалидностью. Поэтому больные рассуждают так, что оперироваться надо в крайних случаях: «Пока ходишь – ходи». Но если пациент тянул с операцией до последнего, то есть до обездвиживания, операция ему уже не поможет, поскольку в его организме произошли необратимые изменения, восстановиться и вернуть здоровье будет крайне сложно. Нередко операцию надо делать на опережение процесса, чтобы не было грубых неврологических нарушений.
В последнее время среди пациентов возник новый миф: если сделаете операцию на одном межпозвонковом диске, то сразу образуются грыжи на других уровнях. Все ровным счетом наоборот: если долго не оперироваться, идет рефлекторное блокирование больного сегмента с увеличением нагрузки на соседние диски, и они «изнашиваются».
Вообще, все мифы сейчас муссируются на всевозможных «позвоночных» сайтах, на которых пишут люди, неудовлетворенные оперативным лечением. Ведь, по статистике, из 100 пациентов 1-2 будут недовольны операцией по разным причинам. Если у пациента все хорошо, естественно, он не будет участвовать в жарких форумных дискуссиях.
– Сколько людей ежегодно проходит через ваше отделение? С какими диагнозами попадают к вам пациенты?
– Через наше отделение в год проходит около 10 тысяч пациентов (2,5 тысячи – стационарно и 7,5 тысяч – амбулаторно). То есть практически каждый сотый житель Самары посещает наше отделение. Среди проблем, с которыми обращаются, преобладает черепно-мозговая травма (50%), заболевания позвоночника (30%), онкология, сосудистые заболевания и болезни нервной системы (20%).
Блиц-опрос
– Если не нейрохирургия, то что?
– То строительство.
– Ваше хобби?
– Футбол, путешествия.
– Дом или работа?
– Работа.
– Городские джунгли или сельские пейзажи?
– Городские джунгли.
– Скольким из пациентов, которые попали в ваше отделение, делаются операции, а скольким достаточно стационарного лечения?
– У нас очень высокий показатель хирургической активности для экстренного нейрохирургического отделения – 60%. Для сравнения общероссийский показатель – 29%. То есть у нас шесть пациентов из 10 лечатся оперативным путем.
– Расскажите, про наиболее интересные и трудные случаи из вашей хирургической практики.
– В практике много интересных и сложных случаев, часто операции, особенно внедренные недавно, оставляют определенный след в памяти, нередко эмоциональный. Получается, что не столько помнишь сам ход операции, сколько физически ощущаешь переживания за пациента, за исход операции.
– Как вы относитесь к российским сериалам про врачей, например к «Интернам»? Насколько правдиво там показаны будни медиков?
– Совершенно спокойно отношусь к сериалам про врачей. Я их практически не смотрю, но иногда, если такое случается, то вижу там и интересные моменты, особенно в «Интернах». Серьезные сериалы смотреть не готов, поскольку в них много надуманного, выделены какие-то непонятные сюжетные линии.
– Проходят ли в вашем отделении практику студенты-медики? Как вы оцениваете уровень их подготовки?
– У нас клиническая больница, поэтому студенты-медики у нас часто на практике. Думаю, каждое поколение студентов соответствует своему времени. Современное поколение не может быть другим, оно такое, каким должно быть. Когда человек говорит о том, что в его время учились лучше, больше знали, умели, значит он отстал от жизни, брюзжит, он уже не тот, не соответствует времени.
Фото: Фото из архива Сергея СЕРГЕЕВА