Хамство в наше время уже никого не удивляет. Но еще хуже осознание того, что тебе никто не поможет, даже если ты находишься на грани смерти в окружении множества людей. Такое, как оказалось, случается в общественном транспорте Самары. На помощь гражданам, которым по тем или иным причинам стало плохо в автобусе, маршрутке или трамвае, не спешат даже водители и кондукторы, которые по закону ответственны за жизнь пассажиров.
В общественном транспорте Самары царит особая атмосфера. Каждая поездка, особенно в час пик, оставляет неизгладимое впечатление. Начинается все с посадки в транспорт. Если в центре города это происходит более или менее спокойно, то на Мехзаводе, например, данный процесс превращаются в настоящую бойню. При посадке в маршрутку тебя встречают локти раздраженных горожан и их же нелицеприятные высказывания. Мне, честно говоря, иногда страшно бывает внедряться в толпу будущих пассажиров, особенно, если в ней появилась какая-нибудь бабушка с палочкой или знатных размеров женщина. Уж слишком сильный напор они проявляют, не постесняются и «свое оружие» пустить в бой, дабы попасть в транспорт.
Самое удивительное, что водители маршруток стараются вместить в свои микроавтобусы всю эту толпу. К слову, и центр города здесь не является исключением. Как-то ехала я на 24-ой маршрутке. Под напором входящих пассажиров пришлось пройти в заднюю часть автобуса, о чем я тысячу раз пожалела. В общем, народ забивался и забивался, все ведь по утрам спешат на работу и то, что сзади едет еще с десяток таких маршруток, никого не волнует. Когда пассажиры начали жаловаться на то, что в салоне уже негде стоять и хватит пускать сюда новых людей, водитель сказал свое «фи». Мужчина истерично заявил, дословно, что все мы, то есть пассажиры, виновны в его ссоре с женой. Якобы она не пускает его домой из-за того, что он мало денег приносит и им не на что кормить детей. Как оказалось, в автобусе находились весьма отзывчивые люди. Поворчав немного, они прониклись. Почувствовала я это, когда меня буквально впечатали в заднюю дверь маршрутки. Ну что тут скажешь? Ничего, не подышим минут 30 ради того, чтобы дяденька на маршрутке заработал побольше денежек. Ему ж детей кормить надо все-таки...
Сами же водители проникаться проблемами пассажиров не торопятся. Хамя и крича на пассажиров, они зачастую забывают об обязанности оказывать им помощь. Я про медицинскую помощь. Вот яркий пример. Как-то вечером моя знакомая ехала по Московскому шоссе на муниципальном автобусе №1. Пассажиров в салоне было не очень много, но все сидячие места были заняты. Она стояла. Через несколько остановок знакомая заметила, что на одном из кресел сидит молодой человек без сознания. То есть не просто пьяный или спящий, а без сознания. Как положено, она сообщила об этом кондуктору. Женщина лет 50 подошла к молодому человеку и начала его яростно трясти, громко крича: «Да он пьяный!», «Пьяный он!». Манипуляции кондуктора результата не дали. Пассажир продолжал оставаться в отключке.
На просьбы моей знакомой и нескольких женщин, которые к ней примкнули, о необходимости остановки автобуса и вызова скорой помощи был дан категорический отказ. «Вот выходите с ним на следующей остановке и вызывайте скорую. Зачем нам из-за него автобус останавливать», – заявила кондуктор. Водитель свою коллегу поддержал, но потом сжалился и говорит: «Вы спросите у пассажиров, согласны ли они на остановку транспорта». Реакция людей была почти неоднозначной. Большинство из пассажиров не захотели терпеть неудобства из-за полуживого молодого человека и были готовы ехать с ним до поселка Управленческий. Моя знакомая и ее сторонницы пытались убедить людей в том, что они должны проявить-таки свою человечность, но без толку. В это время молодому человеку стало хуже. Его стало рвать, и возникла опасность, что он попросту захлебнется. И тут, наконец, человечность проснулась в водителе и кондукторе, которая на тот момент уже успела пообщаться с матерью молодого человека по его телефону. Автобус все-таки остановили. Все пассажиры быстро разбежались, а молодого человека увезла машина скорой помощи. От этой истории моя знакомая отходит до сих пор.
К сожалению, данная ситуация не единична. Жители Самары сталкиваются с ними и в маршрутках, и в муниципальных автобусах, и в трамваях. Почему же водители и кондукторы не спешат прийти на помощь пассажирам, за жизнь которых отвечают по закону? Понятно, что работа у них непростая, и в большинстве случаев хамство с их стороны является следствием хамства их клиентуры. Нервы у работников общественного транспорта становятся железными настолько, что они думают только о плане, который перед ними поставил работодатель. Пассажиры для них становятся денежными единицами, а не людьми. Впрочем, это касается не только работников общественного транспорта. Сейчас в принципе каждый сам за себя и не жаждет тратить время и силы на других. В общественном транспорте это становится более очевидным, ведь пассажиры автобуса как бы формируют отдельный социум, где индивидуализм приобретает все более уродливые формы.