Жители областной столицы просят президента России спасти национальный парк «Самарская Лука» от строительства туристско-рекреационного комплекса «Жигулевская жемчужина». По словам активистов, возведение канатной дороги и других объектов для туристов убьет уникальную природу нацпарка. В правительстве Самарской области заявляют, что опасения горожан напрасны: строить комплекс будут в соответствии с законом. Правда, для этого необходимо получить финансирование от федеральных властей, которые до сих пор не дали ответа. На этой волне минстрой региона стал отдельно прорабатывать концепцию строительства канатной дороги.
Планы областных властей по развитию туризма на территории национального парка «Самарская Лука» уже не в первый раз вызывают критику со стороны общественности. Напомним, что основой для их реализации станет проект «Жигулевская жемчужина». Он предполагает размещение различных туробъектов по периметру нацпарка, в том числе гостиницы, мини-отели, кемпинги, базы отдыха и развлекательные заведения. С Самарой зону отдыха планируют связать канатной дорогой. Ее протянут через Волгу от села Рождествено до самарской набережной в районе «Ладьи». На обоих берегах обустроят посадочные станции. Кроме того, в проекте заложили строительство дорог, в том числе Подгоры–Ширяево.
Ранее на эту тему
Первым против этих планов, а именно строительства канатной дороги, выступил общественный совет при Самарской митрополии. Его членам пришлась не по нраву идея разместить посадочную станцию рядом со строящимся на улице Соколова Софийским собором. Церковные общественники заявили, что такое соседство разрушит замысел архитекторов-храмостроителей и обезобразит вид города с Волги. Однако их протест областные власти оставили без ответа. Затем «Жигулевскую жемчужину» забраковали местные экологи. Их недовольство, в частности, вызвали планы по строительству горнолыжного комплекса близ села Ширяево. Возвести его собираются на левом склоне Ширяевского оврага, что потребует произвести смену зонирования особо охраняемых территорий. Экологи заявили, что любое строительство на таких площадках недопустимо. Однако правительство Самарской области утвердило проект планировки территории «Жигулевской жемчужины» в прежнем виде, пообещав оказать наименьшее влияние на природу национального парка.
Теперь же на тропу войны с туристическим комплексом вышли жители Самары. Группа горожан собирает подписи под петицией президенту РФ Владимиру Путину, в которой требует не допустить строительство канатной дороги и других объектов для туристов на территории «Самарской Луки». «В уникальном национальном памятнике природы инвесторы и чиновники планируют развернуть «самарский Куршевель». Редкие виды животных и растений оказались на грани полного исчезновения. Такое строительство прямо противоречит действующему законодательству РФ, – пишет автор петиции Илья. – Кроме того, национальный парк «Самарская лука» является биосферным резерватом ЮНЕСКО. Уже тысячи россиян обратились в организацию с протестом против строительства туристско-рекреационного комплекса в заповеднике. Это наша земля! Мы привыкли туда ездить, мы там живем, ее оставили в наследие нам наши предки. А теперь получается, что ее застроят не для нас, а для олигархов». Активисты просят президента признать недействительными постановления правительства Самарской области, министерства природных ресурсов и экологии РФ об утверждении проекта планировки «Жигулевской жемчужины» и не допустить строительство туристско-рекреационного комплекса. На данный момент петицию поддержали более тысячи человек.
Однако представители правительства Самарской области заявляют, что опасения защитников природы напрасны. По их словам, строительство туристических объектов будет вестись только в тех зонах, на которых закон разрешает проводить подобные работы. «Главная цель данного проекта урегулировать поток туристов в национальный парк, – заявил руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев. – Ежегодно «Самарскую Луку» посещают более двух миллионов человек, но этот туристический поток никто не контролирует. Создание инфраструктуры позволит решить эту проблему. Национальный парк сможет регулировать поток туристов через реализацию путевок, ограничение зон посещения тех или иных площадок и при этом получит экономический эффект. Если этого не делать, то национальный парк действительно будет уничтожен. Кроме того, отмечу, что проект «Жигулевская жемчужина» будет реализовываться поэтапно. Мы начнем со строительства канатной дороги через Волгу и обустройство пляжной зоны в Рождествено. Дальнейшую реализацию своих планов будем регулировать в соответствии с экономической и экологической ситуацией».
Впрочем, когда стартует строительство «Жигулевской жемчужины», пока неизвестно. Судьбу проекта должны решить в федеральном центре. Если Москва согласится обеспечить финансирование обустройства инженерной и транспортной инфраструктуры, то область должна будет привлечь инвесторов для строительства туристических объектов. Впрочем, уже сейчас в министерстве строительства Самарской области работают над концепцией строительства канатной дороги. По словам представителей ведомства, этот объект важен не только с точки зрения туризма. Главной целью его строительства станет обеспечение транспортной доступности правого берега Волги.
«Канатной дорогой планируется соединить центральную часть Самары с селом Рождествено через остров Поджабный, обеспечив тем самым транспортную доступность указанных территорий. При этом стратегически важным вопросом является размещение пересадочного узла канатной дороги на левом берегу Волги. Рассматривается несколько вариантов. Однако в пределах возможной трассы прохождения канатной дороги находятся охранные зоны памятников истории и культуры федерального значения», – отмечают в минстрое.
При этом в ведомстве не исключают, что строительство канатной дороги будут проводить за счет средств областной казны. «Системы канатных дорог позволяют решить проблемы городского общественного транспорта в условиях дефицита бюджетных средств. Стоимость и сроки строительства объекта будут определены после проработке вариантов размещения пересадочных узлов канатной дороги и парковочных мест с учетом требуемых технических параметров», – заявили в министерстве строительства Самарской области.
Фото: Фото с сайта Mogilev.by