Установка скульптурных композиций с недавних пор стала для Самары настоящим трендом. Власти создали специальный оргкомитет и на деньги инвесторов «штампуют» новые достопримечательности для города. Кажется, что руководящий им Александр Хинштейн и мэрия хотят по-быстрому приравнять Самару по количеству скульптур к Москве, Санкт-Петербургу, Казани и ряду других городов. Правда, и механизм получился вполне чиновничьим: «пятилетка за три года», а в результате – пускай и привязанные к истории города, но весьма заурядные скульптуры. Очевидно, что Самара хочет походить на своих «собратьев», но не выделяться.
Начиная скульптурную кампанию, оргкомитет «Культурная Самара», во главе которого встали депутат Госдумы от Самарской области Александр Хинштейн и мэр Дмитрий Азаров, задал ориентир на необычность и поставил цель вернуть городу «былую славу культурного центра Поволжья». Бронзовые композиции, и правда, получились самобытными по своему идейному наполнению. Все они так или иначе связаны с историей города. Например, «Дама с ракеткой», которую пару лет назад установили в сквере Пушкина, напоминает об открытии первых теннисных кортов в Самаре. Эта бронзовая женщина с несколько жутковатым лицом, но симпатичным зонтиком и стульчиком дала, так сказать, старт скульптурному нашествию.
Об авторе: Александра Кривова родилась в Сызрани 24 июля 1988 года. Окончила Самарский государственный университет по специальности «журналистика». В СМИ работает с 2010 года.
Через несколько месяцев на площади около железнодорожного вокзала в честь юбилея известного режиссера, почетного жителя Самары Эльдара Рязанова установили скульптуру персонажа его фильма «Берегись автомобиля» Юрия Деточкина, которую чиновники нарекли памятником борцу с коррупцией. Под занавес 2012 года на набережной появился бронзовый товарищ Сухов. Скульптуру главного героя фильма «Белое солнце пустыни» установили в честь человека, который его придумал – драматурга Валентина Ежова, родившегося в Самаре. В 2013 году город украсили еще две композиции, посвященные персонажам. Около Музея-усадьбы Алексея Толстого на улице Фрунзе появилась скульптура Буратино, а на улице Куйбышева, напротив кирхи, – бравого солдата Швейка, придуманного чешским сатириком Ярославом Гашеком, который в далеком 1918 году пару месяцев прожил в Самаре.
Все эти скульптурные композиции установили за счет инвесторов, а не на деньги города, что радует. Они весьма милы и, конечно же, облагораживают облик нашего города. Но на оригинальность в плане своего внешнего вида эти бронзовые композиции совсем не претендуют. Уж очень наши новые достопримечательности по стилистике похожи на своих «коллег» из других городов, например, на серию скульптур, изображающих жителей Нижнего Новгорода конца ХIХ века. Но властям это как будто на руку. Не нужно ждать, когда инициаторов или скульпторов озарит вдохновение. Тем более что такой формат, в принципе, приходится по вкусу и местным жителям, и туристам. Зачем оригинальничать, когда столько еще предстоит сделать?
Чиновники фактически создали механизм по штамповке новых скульптур, видимо, в надежде догнать по их количеству другие города России, и он продолжает работать. На очереди новая серия бронзовых достопримечательностей: рында парохода «Кашгарь», спасатель, скамейка в виде рыбы, «Деревья любви», «Колыбель человечества», «Глобус», «Битлз», «Бурлаки на Волге». Их эскизы также весьма симпатичны, но, как и их уже нашедшие место в городе «собратья», не вдохновляют, а хотелось бы. Скульптуры – это ведь не только элемент благоустройства. С данной ролью лучше справляется урна, которых на наших улицах, кстати, не так много, а мусора как раз наоборот. Скульптура – произведение искусства, которое должно вызывать эмоции у человека. В нынешних экспонатах можно увидеть только четкое исполнение заказа. Ощущение, что скульпторов зажимают в жесткие рамки, им как будто не дают проявить свой творческий потенциал и креатив.
Я недавно наткнулась в Интернете на фото самых креативных скульптур мира. Они действительно удивительны! Скульптура, посвященная поэту Михаю Эминеку, в румынском Онешти, техасские «Мустанги», «Прохожие» в польском Вроцлаве, светящаяся изнутри статуя женщины в Нью-Йорке (официальное название «Расширение». – Прим. авт.), «Купающиеся мальчики» в Сингапуре… Эти работы вызывают восхищение. Они оригинальны, прекрасно дополняют образ городов, в которых установлены, приносят им известность. Не к этому ли стремятся наши власти? По всей видимости, нет. Существующая тенденция навевает мысль о том, что цель чиновников – выиграть догонялки с другими городами по количеству скульптур, увековечить свои имена в «самарских летописях», заполонить пространство симпатичными фигурками. Как такими методами Самара получит звание культурного центра Поволжья? Лично мне непонятно. Может, стоит подарить городу не десяток скульптур, а одну, но уникальную?
Предыдущие записи автора:
Рок над Волгой, гудбай?
Пой, Кончита, пой!
Олимпийский провал России