Самарские школы испытывают дефицит кадров. В них не хватает учителей физкультуры, информатики и технологии, несмотря на рост числа молодых педагогов. Городские власти считают, что причины этого кроются в недостаточном финансовом стимулировании таких педагогов. Сейчас чиновники ищут средства, чтобы исправить ситуацию. Однако некоторые эксперты полагают, что акцентировать внимание лишь на деньгах – неправильно. По их мнению, необходимо поднимать престиж профессии учителя.
В настоящее время в Самаре завершают подготовку к новому учебному году. Свои двери 1 сентября откроют 159 учреждений. Они примут 104 тысячи учащихся, в том числе 11 тысяч первоклассников, что на 150-160 человек больше, чем в прошлом году. По словам представителей департамента образования, такие цифры демонстрируют то, что Самара наконец выбралась из демографической ямы. Однако одновременно с этой положительной динамикой возникла другая проблема – дефицит преподавателей. В топе – учителя физкультуры, информатики, технологии, музыки и изобразительного искусства.
Ранее на эту тему:
«Количество молодых кадров в самарских школах растет. Если в 2013 году их было около 1500, то в 2014 году – 1567. Думаю, еще около 100 человек директора школ наняли за это лето. Этому способствовали меры поддержки педагогов со стороны областных и городских властей. Они ежемесячно получают надбавку в размере пяти тысяч рублей. Кроме того, учителя в возрасте до 30 лет могут участвовать в программе ипотечного кредитования, которая будет действовать до 2016 года. На сегодняшний день квартиры приобрели около 70 педагогов. Однако нынешний приток специалистов не покрывает 100% наших вакансий, – рассказала руководитель департамента образования Самары Лилия Галузина. – При этом остаются дефицитными такие педагогические специальности, как учителя физкультуры, информатики, технологии, музыки, изобразительного искусства. Дело в том, что всегда в первую очередь растет зарплата учителей основных предметов. Сейчас мы пытаемся решить эту проблему, изыскиваем средства для стимулирования дефицитных специалистов».
Однако эксперты считают, что акцентировать внимание лишь на деньгах – неправильно. По их мнению, необходимо поднимать престиж профессии учителя. «Сейчас большое количество выпускников педагогических вузов вовсе не идет работать в школы. Видимо, молодые люди по-прежнему считают эту профессию непрестижной. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно время и совместные усилия всех уровней власти – федеральной, областной, муниципальной, – считает общественный деятель, глава регионального отделения партии «Яблоко» Игорь Ермоленко. – Нужно стимулировать молодежь на то, чтобы они шли работать в школы, продолжать оказывать им материальную помощь, предоставлять жилье, отсрочку от службы в армии, льготы. Постепенно это может привести к повышению социального статуса учителей».
Местные политики же считают, что необходимо увеличить роль государства при подготовке педагогических кадров. «20 лет назад эту работу перевели на коммерческие «рельсы». Ребята идут учиться в педагогический вуз за деньги, а количество бюджетных мест сокращается. При этом сами учебные учреждения готовят в большом количестве педагогов основных предметов, а дефицитным специальностям мало внимания уделяют. У выпускников же нет интереса идти в школы, – отмечает депутат, член комитета по образованию и науки Самарской городской думы Александр Гусев. – Я думаю, что нужно вернуться к старой схеме: набирать молодежь на бюджетные места в педагогические вузы и затем распределять по школам, где бы они в обязательном порядке работали, скажем, три года. При этом нужны и подъемные, и жилье. Ведь молодые специалисты строят семьи и при этом испытывают серьезные финансовые трудности».