Власти Самары предлагают установить памятник чехословацким легионерам на улице Тухачевского, около кладбища. Однако такое предложение не устраивает вторую сторону, то есть власти Чехии. Между тем самарские историки заявляют, что мэрия не должна ставить памятник людям, которые убивали самарцев. Впрочем, и у них есть противники.
Памятник чехословацким легионерам в Самаре планируют установить в рамках соглашения, заключенного в 2008 году между Россией и Чехией. Средства на эти цели выделяют чешские власти. Инициатива вызвала ожесточенные споры среди историков, политиков и жителей Самары. Они-то и стали препятствием для реализации международной инициативы.
Апогеем многолетней дискуссии стала драка в областной библиотеке весной 2013 года. Во время обсуждения вопроса об установке памятника противник этой идеи облил водой своих оппонентов. В результате один из облитых мужчин набросился на обидчика с кулаками, но драку прекратили.
В Самаре корпус во главе с полковником Чечеком находился с июня по октябрь 1918 года. Чехи и словаки воевали против большевиков на стороне эсеров. Они сыграли важную роль в политических событиях лета 1918 года, которые привели к образованию в Самаре всероссийского правительства комитета членов учредительного собрания. В то же время чехословаков обвиняли в грабежах мирного населения.
Причиной столь бурных споров стала не только сама идея установки мемориала чехословацким легионерам, которых в советские годы называли интервентами и белочехами, но и место, которое для этого выбрали. Стелу решили установить на улице Красноармейской, в 50 метрах от памятника красноармейцам, которые были расстреляны белой армией. Впоследствии появились слухи, что мемориал поставят на улице Некрасовской, возле кирхи. Однако официального подтверждения им не нашлось. Между тем, в ноябре 2013 года напротив кирхи поставили скульптуру бравого солдата Швейка, героя сатирического романа Ярослава Гашека.
Ранее на эту тему
Споры вокруг памятника чехословацким легионерам немного поутихли, но чиновники так и не определились с местом установки мемориала. Такая неопределенность вызвала критику со со стороны министерства обороны РФ. Некоторые СМИ со ссылкой на представителя ведомства сообщали, что невыполнение обязательств негативно отражается на российско-чешских отношениях по части военно-мемориальной работы.
В мэрии Самары 63.ru сообщили, что администрация готова установить памятный знак на первой линии городского кладбища на улице Тухачевского. Но этот вариант не устроил вторую сторону, то есть чешские власти. Другие же предложения, как отмечают чиновники, осуждает общественность. «Памятный знак в честь чехословацких легионеров уже изготовлен, по заказу Ассоциации «Военные мемориалы» (Москва). Но место его установки до сих пор не согласовано. Первоначально предполагалось разместить объект на улице Красноармейской. Кроме того, поступали предложения об установке памятника в видовых местах города, например, на самарской набережной. Однако эти варианты не были реализованы в связи с широким общественным резонансом», – сообщили 63.ru в управлении информации и аналитики горадминистрации
Также сотрудники администрации пояснили готовность установить памятник на кладбище на улице Тухачевского. «Подобная практика действует в других городах, где устанавливаются аналогичные памятные знаки в честь чехословацких легионеров. Поэтому администрация Самары по-прежнему готова установить знак на кладбище. Необходимо также отметить, что власти города готовы к конструктивному информационному взаимодействию», – сообщили в управлении.
Однако местные историки заявляют, что власти города не должны устанавливать памятник людям, которые убивали самарцев. «Я не осуждают чехословацких легионеров. Они оказались в ситуации, когда их заставили здесь оказаться. Но и делать из чехословацких легионеров героев не нужно. А памятники мы ставим именно героям, людям, у которых есть, чему получиться. Незачем ставить памятник людям, которые убивали самарцев. Лично я против его установки», – прокомментировал член городской комиссии по увековечению памяти выдающихся личностей и исторических событий Самары, доктор исторических наук Глеб Алексушин.
Впрочем, есть противоположное мнение. Главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки, заслуженный работник культуры Александр Завальный считает, что те четыре месяца, прошедшие после взятия Самары чехами, являются одними из самых ярких в истории города.
«В это время Самара была столицей Российской демократической федеративной республики и объединяла достаточно обширную территорию. Освободить город от большевиков просили члены учредительного собрания, которое должно было решить судьбу всей страны, но было разогнано теми же большевиками. Что касается самих чехов, то они вынужденно оказались в таком положении. Чешский корпус, по сути, состоял из чехов, которые дезертировали из австрийской армии. Они воевали на стороне России, чтобы освободить свою страну от иностранных оккупантов. Затем большевики заключили Брестский мир, чем по сути предали своих союзников. Чехам они разрешили покинуть страну, но потом отдали приказ их задерживать, чем и спровоцировали военные действия», – рассказал Александр Завальный.
При этом он отметил, что для решения спорного вопроса администрации Самары надо выработать четкую позицию. «В конце концов решение было принято на федеральном уровне. На мой взгляд, администрация обязана его выполнить», – отметил Александр Завальный.
Фото: Фото из архива 63.ru