Самарский омбудсмен вступилась за санкционные продукты. Она заявила, что нельзя уничтожать еду, когда так много людей живут в бедности. Она предложила отдавать изъятые продукты малоимущим гражданам и в социальные учреждения. Мнения экспертов 63.ru разделились. Одни безоговорочно поддерживают озвученное предложение. Другие считают, что для его реализации необходимо привлечение дополнительных сил и средств.
Ранее на эту тему
Напомним, санкции на ввоз продукции из США, стран Еврозоны, Канады, Австралии и Норвегии ввели в России в начале августа прошлого года. Ровно через 12 месяцев этот список пополнился Албанией, Черногорией, Исландией, Лихтенштейном и Украиной. В конце июля 2015 года также вышло постановление Правительства РФ об утверждении правил уничтожения ввезенного из этих государств товара. Этот документ дал старт широкомасштабной работе по утилизации санкционных продуктов.
К слову, в Самарской области такую работу проводили с середины 2014 года. Так осенью прошлого года уничтожили 300 килограммов груш из Польши, в апреле 2015 года – 455 килограммов яблок из этой же страны и 465 килограммов капусты из Европы. Недавно в регионе завершили утилизацию 114 тонн свинины. Специалисты, столкнувшись с неточностями в документах, заявляли, что мясо могли ввезти из стран Евросоюза.
В середине августа под санкционное уничтожение попали 900 килограммов подозрительных яблок, обнаруженных в гипермаркете «Ашан» на улице Дыбенко. Сотрудников Россельхознадзора смутили расхождения информации на этикетках товара и в документах на него. Яблоки спрессовали. Буквально через несколько дней Россельхознадзор инициировал уничтожение 120 килограммов нектаринов, найденных без документов на овощебазе на улице Олимпийской.
Однако многие политики и представители общественности расправу над санкционными продуктами не одобрили. Если на федеральном уровне против такой работы выступили депутат Государственной думы от КПРФ, то в Самарской области – уполномоченный по права человека Ольга Гальцова.
«Такие продукты необходимо проверить на качество и соответствие нормативам. В случае, если продукция соответствует требованиям безопасности, нужно передать ее в детские дома, дома престарелых, раздать малоимущим в качестве помощи. Столько людей еле сводят концы с концами, дети из малоимущих семей не видят фруктов, а мы уничтожаем еду, – обратила внимание омбудсмен. – Безусловно, нарушителей закона необходимо привлечь к ответственности. Бизнес будет наказан уже тем, что не получит прибыли от реализации контрабанды. Хорошим продуктам всегда можно найти применение. Главное, чтобы все это происходило под четким контролем властей. Считаю, что депутатам Госдумы и Самарской губернской думы необходимо поднять этот вопрос на заседании и внести свои предложения».
Точку зрения Ольги Гальцовой разделил депутат Самарской губернской думы Сергей Ракитин. «Я поддерживают эту инициативу. Более того, на мой взгляд, другой точки зрения на этот вопрос быть не может. Уничтожать качественные продукты – это безумие, – подчеркнул народный избранник. – Наказывать нужно поставщиков – изымать у них товар, накладывать штрафы или применять к ним какие-то другие меры. Согласен с тем, что продукты нужно проверять. Если они отвечают всем требованиям качества, то их надо раздавать нуждающимся».
При этом его коллега Геннадий Котельников считает, что в данном случае тщательно проверять необходимо каждую партию санкционных продуктов, а этот процесс требует серьезных затрат. «Могу сказать, что инициатива неплоха, но, на мой взгляд, для ее реализации необходимо привлекать дополнительные силы и средства, причем немалые. Ведь нельзя допускать некачественные санкционные продукты к распространению в детских домах или других социальных учреждениях», – отметил депутат.
В пятницу, 14 августа, несколько депутатов Госдумы внесли в комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству законопроект, согласно которому уничтожать и утилизировать должны только некачественные санкционные продукты.
Фото: Фото Олега Каргаполова, инфографика Эдуарда Фадюшина