Самарская область не смогла сэкономить 3,36 млрд рублей на повышении зарплаты педагогов. Об этом сообщает Счетная палата РФ. По данным ведомства, Минобрнауки РФ рассчитывало, что столь крупную сумму регион получит за счет оптимизации расходов в сфере образования. Однако планы ведомства и властей губернии в этом вопросе не совпали.
Счетная палата РФ опубликовала отчет о выполнении соглашений, заключенных между федеральным Министерством образования и науки и властями регионов страны. Одним из главных пунктов этих соглашений является повышение заработной платы педагогам, в том числе за счет экономии в результате оптимизации расходов образовательных учреждений. Данная работа была организована чиновниками для исполнения майских указов президента РФ.
По итогам проверки аудиторы пришли к выводу, что планы Минобрнауки РФ и реальные результаты некоторых регионов во многом не совпали. Отчасти, по словам специалистов Счетной палаты, это произошло из-за бюрократических недочетов. «Основной целью федеральной «дорожной карты» являлось сокращение неэффективных расходов образовательных организаций, в том числе связанных с оплатой коммунальных платежей, закупкой товаров, работ и услуг и прочих расходов. При этом Минобрнауки России каких-либо рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ по определению неэффективных расходов не направляло», – отмечают аудиторы.
Как результат, в 2013 году результатов от оптимизационных мероприятий не получили 30 регионов, в 2014 году – 10. В этот список попала и Самарская область. Одновременно 63-й регион попал в число субъектов РФ, которые не достигли установленных показателей по направлению денежных средств, сэкономленных за счет оптимизации расходов образовательных учреждений, на повышение зарплаты педагогов. При этом Самарская область показала один из самых низких результатов – 0,01%. Компанию региону составили Свердловская, Псковская, Ярославская, Брянская области, республики Бурятия, Калмыкия и Мордовия, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа и Москва. В целом по России данный показатель составил 0,72%.
Также не совпадают планы Минобрнауки и субъектов РФ на будущее. «Объем финансовых средств, рассчитанный регионами к получению в результате оптимизационных мероприятий на 2015–2018 годы и установленный в соглашениях с министерством, не соответствует данным, представленным в ходе контрольного мероприятия», – заявляют аудиторы. Планировалось, что в 2015 году Самарская область сэкономит 330,2 млн рублей, в 2016 году – 564,6 млн рублей, в 2017 году – 1 млрд рублей, в 2018 году – 1,5 млрд рублей. Чиновники рассчитывали направить их на повышение зарплат педагогов.
«Однако региональные власти не запланировали высвобождение финансовых средств», – сообщили специалисты, отметив, что на результат работы по оптимизации расходов оказывает влияние наличие дебиторской и кредиторской задолженности образовательных организаций. Выводы Счетной палаты изучат на федеральном уровне. Ведомство направило отчет президенту РФ, Государственную думу и Совет федерации.
Самарские эксперты отмечают, что планы и методы работы по повышению зарплаты сотрудников сферы образования необходимо корректировать. «Очевидно, что сфера образования требует вложений. Ни о какой оптимизации расходов не может быть и речи. Ведь столько задач стоит перед образовательными учреждениями. Они должны иметь качественную материально-техническую базу, учебную литературу и так далее. К тому же непродуманная экономия может привести к несоблюдению нормативов по содержанию образовательных учреждений, – отмечает депутат, член комитета по образованию и науки гордумы Самары Алексей Дегтев. – Нужно искать другие источники для увеличения зарплаты педагогов. Впрочем, данные цифры растут. Однако пока это происходит в основном за счет увеличения нагрузки учителей».
Счетная палата РФ: «В 2013 и 2014 годах регионы получали помощь из федерального бюджета на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы 180 млрд рублей. На 2015 год запланировано выделение 80 млрд рублей. В связи с тем, что данные бюджетные ассигнования не распределяются Минфином России по отраслям социальной сферы, так же как и финансовыми органами субъектов РФ, оценить объем средств, направленных на повышение зарплаты работников сферы образования не представляется возможным.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com