С высоты птичьего полета все кажется маленьким, даже игрушечным: дома, деревья, люди, автомобили. И опасный преступник, пытающийся скрыться от полицейской погони, совсем не страшный. Поймать его – главная задача правоохранителей. И здесь важна слаженная работа всех спецслужб. Не последнюю роль в поимке злодея играет авиация, особенно если речь идет о необходимости «прочесать» пригород. Но как это происходит на практике? Корреспондент 63.ru побывал в эксклюзивном «вертолетном рейде» с авиационным отрядом МВД. Вместе с сотрудниками ДПС нам предстояло поймать рецидивиста, пытающегося скрыться от оперативников в подмосковье...
На военном аэродроме «Чкаловский» я оказалась около десяти часов утра, хотя полет был запланирован на 12. Поэтому времени для знакомства со спецотрядом авиации «Ястреб» было более, чем достаточно.
Командир Игорь Коньшин рассказал, что вертолет, на котором нам предстояло выполнить «секретное задание», оснащен высококлассным спецоборудованием. Без лишней скромности – пожалуй, самым лучшем в мире. Именно поэтому «Ястреб» участвует в сверхсложных операциях с минимальным риском. Сегодня, например, нам предстояло обнаружить опасного преступника. Рецидивист скрывается на своем автомобиле от инспекторов ДПС. Пока что идет подготовка к операции, в детали которой меня, к сожалению, не посвятили. Но оно и понятно – я человек на аэродроме новый, мало ли.
Eurocopter AS 355N – название вертолета, на котором предстояло лететь. Одна из таких моделей носит имя Александра Калабушкина. Летчика, который погиб 14 апреля 1996 года во время выполнения боевого спецзадания.
На фото вы видите беспилотники. С работами этих приспособлений меня познакомил Алексей Воробьев – начальник отделения беспилотных летательных аппаратов. Он рассказал, что беспилотники преназначены для скрытого видеонаблюдения за объектом. Другими словами, эти маленькие летающие помощники выполняют функцию разведчиков. Собирают их в Ижевске. Самый маленький аппарат, который в народе называют коптером (на фото – первый. – Прим 63.ru) удобно направлять за высокие заборы тех или иных объектов. Там он фиксирует местность, например, перед штурмом спецназа. В распоряжении у «Ястреба» десять коптеров, управляемых с помощью компьютера. «Удобно и в машине сидеть, управлять им, и в палатке, – поясняет Алексей. – Улететь, при этом, он может на два километра. И даже если мы «потеряем» его, то прибор в автоматическом режиме вернется туда, откуда взлетел». Коптеры и аппараты помощнее (например, «крыло») активно использовались Алексеем и его сослуживцами во время последней командировки на Камчатку. Там «Ястребы» охотились на бич местной фауны – браконьеров.
Тем временем подошла пора вылетать на задание. Небольшая лекция по техники безопасности и – вперед! Ведь с каждой секундой промедления вооруженный преступник становится все дальше от нас.
Нужно прочесать территорию и найти злоумышленника!
Где же он?
Буквально через три минуты, нам удалось зафиксировать его. Передаем сигнал на базу.
Что это за человек в черном, перегородивший нам дорогу? Как оказалось – это сотрудник спецслужб. Дальше, чем он стоит – вылетать нельзя. Ведь над Москвой в это время летал вертолет президента. А на это время воздушное пространство над городом закрывают.
Видим, как сотрудники ДПС «вяжут» злоумышленников! Но нужно подлететь и посмотреть поближе.
При ближайшем рассмотрении, меня ждал сюрприз – оказывается, преступников было двое. Теперь, обезвреженные, они не представляют опасности для мирного населения. В самое ближайшее время им предстоит отправиться за решетку.
Пока мы возвращались на базу, удалось пообщаться с пилотом. Он рассказал, что «Ястреб» не только помогает задерживать преступников. Бойцов спецотряда привлекают также и к поиску пропавших людей.
Максимальный взлетный вес вертолета Eurocopter AS 355N – 2600 килограммов. Максимально набираемая высота – 6 тысяч метров. Способен развивать скорость до 280 километров в час
Фото: Фото автора