Третьяковская галерея. Выставка Валентина Серова, посвященная 150-летию со дня рождения великого художника. Масштабное культурное мероприятие, казалось бы. Что можно представить там? Чинные пары, вышагивающие вдоль и между шедевров классического фигурантивного искусства. Неспешные разговоры о цвете, стиле, авангардном образе балерины Иды Рубинштейн. И еще сэлфи – непременно напротив «Девочки с персиками».
Наверное, такую картину рисовали в своих фантазиях все те, кто устроил из культурного мероприятия балаган. Даже не балаган, а настоящий культурный бунт. Желающих посетить выставку оказалось так много, что люди в давке, в толпе даже получали травмы. Наверное, организаторы, намедни рассуждающие о скептическом отношении современного поколения к классическим шедеврам, были ошеломлены. Еще бы – ведь эти самые «скептики», желая «окультуриться», вынесли дверь в Третьяковской галерее. Крики о помощи придавленных к стенам дам с клатчами перемежались вопросами – а Серов? Сам Серов приехал?!
Забавно. Но возникает резонный вопрос – что заставляет людей, далеких от культуры, ломиться на выставку? Ни на дискотеку, ни на концерт Мадонны (там это смотрится более приемлемо, что ли), а в Третьяковскую галерею? У меня есть несколько версий. Конечно, ценители действительно понимают, что выставка уникальна. И хотят туда попасть. Но понимают ли это те, кто спрашивает о личном визите в галерею автора картин? Конечно, нет. Тогда почему? Ответ прост – тусовка. И это первая версия. И она самая печальная. Люди, в общей массе, мыслят категориями – круто или не круто. Да, это было всегда. Но современное «круто» стало чрезмерно примитивно. Посетил президент? Показали по Первому каналу? Все. Это круто. Нужно срочно бежать и делать там сэлфи. Бежать, сметая все на своем пути – людей, двери, стены... Желание зачекиниться даже не пытаются прикрыть самой элементарной культурой – культурой поведения.
Вторая версия – мощное промо и пиар. Да, можно предположить, что все происходившее в Третьяковской галерее не более чем хорошо подготовленная пиар-акция. Ведь в последнее время Интернет гудел как улей, обсуждая случившееся. Знало бы большинство населения России об этой выставке, не будь этого случая? Вряд ли. Но тут возникает другой вопрос – допустимо ли масштабное культурное событие намеренно превращать в нечто похожее на распродажу айфонов? Если это действительно было спланировано, то эта версия еще более грустная, чем первая.
Есть еще вариант, что выставка была просто плохо организована и ее устроители не были готовы к такому ажиотажу. И эта версия кажется мне самой правдоподобной. Рекламировали событие масштабно, да так, что даже далекие от живописи люди начали думать – надо, надо сходить... не знаю зачем, но надо! В результате накупили электронных билетов, потратили деньги, а организаторы не справились с наплывом желающих. Люди, толпясь в огромной очереди, были озлоблены, взвинчены и в результате случилось то, что случилось.
Но в любом случае хорошей ситуацию назвать нельзя. Конечно, кто-то начал говорить о том, что, мол, наша страна настолько культурна, то рвется на выставки, выламывая двери. Но все понимают, как ничтожен данный аргумент. Не за эстетическим наслаждением рвались эти люди, не желание увидеть уникальные картины двигало ими. Они томились в очереди, проклиная все, потому что «уплочено». А еще потому что «это круто». По крайней мере, большая часть из них. И мне это также очевидно, что культурные люди не создают давок в музеях и уж тем более не ломают там дверей.
Об авторе
Родилась в Куйбышеве. Окончила ПГСГА по специальности «учитель русского языка и литературы». Преподавала в Самарском областном многопрофильном лицее-интернате. В журналистике с 2008 года. Имеет награду от Федеральной службы статистики, отмечена медалью за освещение деятельности УВО ГУ МВД по Самарской области, грамотой ГУ МВД по Самарской области за объективное освещение деятельности самарской полиции, дипломами думы г. о. Самара и администрации. Хобби: блогинг (самарский сегмент). Замужем, воспитывает сына.
Предыдущие записи автора:
• Монаху не место в шоу-бизнесе;
• Форумы для мамочек: обитель зла в Интернете?
• Донос на пьяного водителя – гражданский долг.