Почти два десятка самарцев стали жертвами мошенничества. Все они одолжили деньги своей знакомой – директору агентства недвижимости «Купец» Екатерине Абхаликовой, которая обещала высокие проценты. Но ни с одним из своих кредиторов бизнесвумен так и не рассчиталась. В результате люди лишились от 100 тыс. до 10 млн рублей. А общий размер материального ущерба составил около 72 млн рублей. Потерпевшие уверены: женщина действовала умышленно и фактически выстроила финансовую пирамиду, прикрываясь статусом и репутацией Поволжской гильдии риелторов, в которой занимала один из руководящих постов. Теперь она предстала перед судом.
Как это часто бывает, желание получить легкие деньги сыграло злую шутку и обернулось крупными потерями. В этом на собственном примере смогли убедиться 16 жителей Самары, которые оказались жертвами мошенничества. Все они стали потерпевшими по уголовному делу, судебный процесс по которому сейчас проходит в Октябрьском районном суде столицы 63-го региона.
В разное время и при разных обстоятельствах они познакомились с Екатериной Абхаликовой. Одни состояли с ней в чисто деловых отношениях, другие – приятельствовали и даже дружили. Успешная бизнесвумен, поднявшаяся по карьерной лестнице от помощника адвоката в одной из контор Сызрани (судя по данным ее профилей в соцсетях) до директора самарского агентства недвижимости «Купец», занимала пост вице-президента Поволжской гильдии риелторов. Сомнений в ее профессиональной репутации и личных качествах ни у кого долгое время не возникало. Вероятно, именно поэтому люди уверенно соглашались на предложение Абхаликовой «выгодно» подзаработать.
Схема была довольно простой. Согласно данным следствия, риелтор якобы для проведения операций и сделок с недвижимостью и земельными участками просила знакомых дать ей в долг некоторые суммы денег. При этом она писала расписку и указывала, что будет ежемесячно выплачивать своему кредитору проценты. Проценты были довольно заманчивыми. Подозрений в неплатежеспособности заемщицы у тех, кто передавал ей свои деньги, тоже не возникало. «Екатерина ездила на дорогом автомобиле, говорила, что строит собственный дом, руководила агентством недвижимости. Поэтому, когда она пришла ко мне со своим предложением и сказала, что деньги должны "работать", никаких поводов усомниться в ее намерениях у меня не возникло, – рассказала во время дачи показаний на судебном заседании одна из потерпевших Наталья Иванова (здесь и далее имена изменены по просьбе потерпевших – Прим. ред.). – Более того, Абхаликова заверила меня, что по первому требованию вернет всю занятую ей сумму. Для меня это условие было принципиальным, поэтому, немного поразмыслив, я согласилась на ее предложение».
Среди тех, кто одалживал деньги Екатерине Абхаликовой под выгодный процент, были и ее коллеги по риелторскому бизнесу, и просто знакомые знакомых, которые случайно узнавали о возможности заработать таким образом. Причем кому-то она лишь в общих чертах обрисовывала схему получения прибыли, другим объясняла суть сделки более подробно. Один из потерпевших рассказал, что ему Абхаликова говорила, что деньги ей нужны поскольку она готовит покупку крупного земельного участка в экологически чистом районе одной из соседних областей. Затем площадку якобы планировалось размежевать и реализовывать в мелкой нарезке по высоким розничным ценам. Однако были ли в итоге деньги кредиторов пущены в эту сделку, так и осталось неизвестным.
Большинство потерпевших утверждают, что Абхаликова оказалась очень хорошим психологом. Она сумела к каждому найти свой подход, войти в доверие. Об этом говорит и то, что некоторые не просто давали ей в долг свободные деньги, но и продавали свою единственную жилплощадь, чтобы вложиться в ее крайне эфемерный проект.
В течение 2012–2013 годов Екатерина Абхаликова собрала таким образом внушительную сумму – от 100 тыс. до 10 млн рублей с более чем 16 человек (по словам потерпевших, кредиторов было гораздо больше, но некоторые до сих пор так и не решились обратиться в правоохранительные органы). Почти во всех случаях, описанных в деле, первые несколько месяцев после получения займа обвиняемая выполняла свои обязательства по уплате оговоренных в расписке процентов в строго установленный срок. Но через некоторое время платежи становились все меньше и выдавались все реже. И всегда Абхаликова находила «уважительные» причины и нужные слова, чтобы успокоить своих кредиторов: жаловалась на сложности в бизнесе, на трудности с банковской ячейкой, в которой лежат все деньги, на проблемы со здоровьем и прочее. Своих денег кредиторы так и не увидели. Через какое-то время Абхаликова просто перестала выходить на связь, отвечать на звонки и сообщения.
Уже к концу 2014 года кредиторы поняли, что вернуть собственные деньги самостоятельно у них уже не выйдет. Некоторые из них обратились в суд с гражданскими исками о взыскании задолженности. Их требования были удовлетворены, возбуждено исполнительное производство. Но к этому времени взыскать с Екатерины Абхаликовой уже было нечего: никакого движимого и недвижимого имущества на нее оформлено не было, никаких счетов не открыто. Согласно информации, размещенной на сайте судебных приставов, сумма непогашенной задолженности по исполнительным листам, направленным на имя Абхаликовой, составляет около 10,4 млн рублей.
Тогда же кредиторы Абхаликовой стали понимать, что не одиноки в своей проблеме и число товарищей по несчастью приближается к двум десяткам человек. В середине 2015 года они обратились в правоохранительные органы. «По сути Абхаликовой удалось выстроить финансовую пирамиду, в которую она втягивала все больше и больше людей. Причем никакой риелторской деятельностью она фактически не занималась, никаких сделок не проводила и никакой прибыли от своего бизнеса не получала. Просто искала новых жертв, у которых можно еще взять деньги», – считает один из потерпевших Анатолий Петров, который несколько лет был сотрудником агентства «Купец».
15 декабря 2015 года прокуратура утвердила обвинительное заключение, и дело было передано на рассмотрение в суд Октябрьского района. «Екатерине Абхаликовой предъявлено обвинение по 159-й статье Уголовного кодекса РФ (части 2, 3, 4) – мошенничество в крупных и особо крупных размерах. Всего в деле 16 эпизодов. Общая сумма причиненного ущерба по обвинительному заключению составляет около 72 млн рублей. Обвиняемая свою вину не признает», – сообщила гособвинитель, старший помощник прокурора Октябрьского района Марина Денисова.
Сторона защиты от комментариев пока воздерживается. Однако адвокат Екатерины Абхаликовой Арзу Рагимова отметила, что рассчитывает на справедливое решение суда.
Потерпевшие же просят назначить своей обидчице строгое наказание. К слову, грозит риелтору до 10 лет лишения свободы. «Мы уже не рассчитываем, что Абхаликова вернет нам деньги. Взять с нее нечего – все свое имущество она успела переписать на третьих лиц. Но мы хотим, чтоб ее наказали по всей строгости закона, вплоть до лишения свободы. Почему она должна оставаться на свободе, когда по ее вине и злому умыслу пострадало столько людей, покалечено столько судеб?», – отметила потерпевшая Мария Сергеева.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com