Представители администрации Самары сообщили 63.ru подробности грядущей войны против коррупции в общественном транспорте. В автобусах, трамваях и троллейбусах появятся «электрокондукторы». Новая система автоматически считает, сколько пассажиров вошло в транспорт и кто из них намеревается проехать «зайцем». Сейчас ее тестируют на маршрутах с небольшим трафиком. Однако эксперты отнеслись к посылу властей скептически.
«Однажды я ехала в городском автобусе и пыталась оплатить проезд, – рассказывает жительница поселка Управленческого Анна Горюнова. – Я даю 23 рубля кондуктору, а она мне подмигивает и отдает два рубля обратно. И не дает билет. Сначала я не поняла, что происходит, а потом дошло, что это... откат! И знаете, я так мерзко себя почувствовала. Это же получается та же мошенническая схема, та же коррупция, просто в более мелком, я бы даже сказала, подленьком масштабе. Я понимаю, что кондукторы мало получают, но, по-моему, воровство – оно и в Африке воровство. Не бывает чуть-чуть воров. Бывает вор, и все».
Проблема коррупции в общественном транспорте обсуждается руководством города давно и неслучайно. Так, сити-менеджер Самары Олег Фурсов рассказал недавно, что «Трамвайно-троллейбусное управление» сейчас находится на грани банкротства, и кондукторы-коррупционеры лишь усугубляют ситуацию.
Ранее на эту тему:
На сегодняшний день немалую долю финансовых нарушений, выявленных антикоррупционными комиссиями в транспортных предприятиях, составляют случаи взимания денег кондуктором без обилечивания пассажиров, – поясняет заместитель руководителя департамента промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства Юрий Тапилин. – Виновные лица уже понесли административные наказания. В будущем не допустить подобных нарушений поможет введение системы бескондукторного проезда».
Данная система будет протестирована на автобусном маршруте №11. В этой связи жителей города волнует вполне резонный вопрос: а как будет работать эта система? Редакция 63.ru обратилась с таким вопросом в департамент транспорта. Там пояснили, что, никаких сокращений кондукторов в ТТУ не планируется – их просто переведут на должность контролеров. Кроме того, турникетов делать также никто не собирается, поскольку они затруднят высадку-посадку пассажиров.
В муниципальном предприятии «Пассажиравтотранс» рассматривается возможность создания собственной системы оплаты проезда и контроля с привлечением российских производителей оборудования и программного обеспечения. «Данная система представляет собой датчики и сенсоры, устанавливаемые при входе в салон транспорта, – рассказал 63.ru источник в департаменте транспорта. – Система автоматически в режиме реального времени определяет количество вошедших и вышедших пассажиров, оплату проезда и подает сигнал о наличии пассажира, не оплатившего проезд, который будет отражаться на мониторах, включая аудио-оповещение. Данные об оплате или неоплате передаются в диспетчерский центр. Если проезд не оплачен, об этом будут проинформированы контролеры, которые работают на линии».
По мнению сторонних экспертов, введение подобной системы может осложнить работу общественного транспорта. «Я считаю, что бороться с коррупцией в транспорте – это правильно, потому что с копейки начинается рубль и так далее, по нарастающей, – считает самарский общественный деятель Роман Еремкин. – По моей информации, в среднем на некоторых маршрутах кондуктор "колымит" тысячу рублей в день. А сколько их таких? В месяц должна получаться нормальная сумма, которую недополучает пассажирское предприятие. А это – и ремонт трамваев, и содержание путей и так далее. Другое дело, что масштабы не столь велики, чтобы отказываться от кондукторов вовсе. Нужно просто усиливать контроль внутренними силами. Это будет и правильнее, и дешевле».
Впрочем, как сообщили 63.ru в дептрансе, об окончательных сроках введения подобной практики в общественном транспорте Самары пока говорить преждевременно, поскольку необходимо полностью разработать данную систему и получить положительные результаты тестовых испытаний.
К слову, по данным независимого исследования 63.ru, большинство горожан не против дать кондуктору подзаработать.
Фото: Фото Олега Каргаполова, инфографика Дмитрия Гладышева