Власти ищут деньги на строительство новых станций метро в Самаре. Сумма превышает 15 млрд рублей. Откуда же их взять? Правительство Самарской области рассчитывает на помощь федерального правительства. Эксперты же советуют прибегнуть к помощи инвесторов. А представители общественности и вовсе предлагают обратиться за деньгами к жителям Самары.
Самарский метрополитен у современных жителей Самары ассоциируется с недоразвитостью. Дело в том, что маршруты очень многих горожан с действующей схемой подземки попросту не совпадают. В результате люди вынуждены ежедневно преодолевать пробки в надежде, что когда-нибудь смогут воспользоваться метро.
Но тут возникает другая ассоциация – долгострой. Виной тому – затяжное возведение станции метро «Алабинская». Стройку горожане наблюдают уже около девяти лет. Саму станцию власти открыли зимой 2014 года. Но она до сих пор работает «челночным способом». Поезда приходят на один путь и уходят с этого же пути на станцию «Российская», переходят через стрелку на второй путь и далее следуют по обычной схеме.
Из-за недостатка финансирования власти не могут приступить к строительству перегонного тоннеля «Самарская–Алабинская». По последним данным, чиновники пытались договориться с метростроителями о возможности завершить начатое, используя отложенный платеж, и, вроде бы, даже получили согласие. Но откуда же взять деньги на реализацию грандиозных планов региональных властей? Ведь в Самаре собираются построить еще восемь станций метро. В первую очередь – «Самарскую» и «Театральную», а уж потом вторую ветку.
В ожидании рубля федерального
Все эти проекты власти Самарской области планируют реализовать с помощью финансирования из федерального центра. Однако правительство РФ денег региону на эти цели не выделяет. И когда это может произойти, остается загадкой.
Как сообщала ранее директор управления капитального строительства Самарской области Светлана Маравская, на данный момент задача максимум – достроить станцию «Алабинскую», чтобы наконец открыть Ново-Садовую до Полевой. Работа по второй ветке метро пока «застряла» на этапе проектирования.
Метро от бизнеса
Впрочем, есть еще один вариант финансирования строительства метро в Самаре. В последнее время региональные власти все чаще говорят о государственно-частном партнерстве. Правительство планирует привлекать инвесторов к таким крупным дорогим проектам, как строительство магистрали «Центральной», запуск скоростного трамвая и других. Почему бы не поискать инвесторов для развития метрополитена?
Однако эксперты считают эту идею не очень удачной. Причем касается это не только метростроя, но и других дорожных проектов. Сразу несколько проблем мешают благоприятному исходу переговоров. Дело в том, что инвесторы стремятся к окупаемости проектов, а получить прибыль от дорог, трамваев, метро – дело непростое. Тут-то и появляются идеи о введении платных участков проезжих частей и солидной стоимости проезда на общественном транспорте, который пустили при помощи коммерсантов. Это, в свою очередь, не устраивает простых горожан.
«На мой взгляд, строительство метро – не первоочередная проблема Самары. Нужно хотя бы дороги отремонтировать, а транспортная инфраструктура у нас и так достаточно развитая. Единственное, нужно учитывать, что город растет в длину, активно застраиваются окраины. Поэтому необходимо продумать логистику, что же касается финансирования, то все озвученные варианты хороши. Вот только вряд ли кто-то из инвесторов захочет покупать метро. Этого еще никто не сделал даже в Москве, что уж говорить про Самару», – считает заместитель председателя комитета Самарской губернской думы Михаил Белоусов.
Деньги народные – на метрострой
Еще большее возмущение вызвало предложение строить метро в Самаре за счет самих горожан. Такую идею озвучил председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских. В беседе с корреспондентом портала 63.ru он отметил, что в федеральном и областном бюджетах денег на интенсивное строительство метрополитена просто нет.
«Если не менять ситуацию, то строительство новых станций так же, как и «Алабинской», будет затягиваться на долгие годы. Мне кажется, сами самарцы могли бы внести свою лепту в развитие метрополитена. Многие сегодня несут деньги в банк, делают долгосрочные вклады под проценты. Можно было бы предложить им инвестировать свои сбережения в строительство метро. А когда несколько новых станций будет построено, и этот вид транспорта станет прибыльным, вкладчики могли бы получить свои проценты», – объяснил свою идею Виктор Часовских.
Также член Общественной палаты предложил провести общегородской форум, на котором горожане смогли высказать свои идеи относительно строительства метро в Самаре. «Наверняка, совместно получится найти способы и решение этой проблемы», – отметил Виктор Часовских.
Правда, у идеи господина Часовских уже появились противники. «Не думаю, что привлекать людей к финансированию строительства метро в Самаре, хорошая идея. Ведь этот проект заведомо убыточен. Если же речь идет об облигациях, то должна быть выгода. Чем же власти отплатят населению? Еще Маргарет Тэтчер говорила, что управлять финансами государства не сложнее, чем финансами семьи. Все просто. Вы же не станете платить за "Бентли", если вам по карману "шестерка"? Вот и с метро также», –говорит руководитель Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов.
Самарские читатели в комментариях под новостью об идее Виктора Часовских точно дают понять, что не готовы платить за строительство метро. Одни пишут: «Метро в Самаре – аттракцион, а не транспорт», другие задумались, как сделать метро прибыльным. А вы готовы вложиться в самарский метрострой?
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com