Снаружи двухэтажный кирпичный дом на Степана Разина выглядит пугающе.
Фасад покрыт мелкими трещинами.
Самая большая из них проходит по боковой стене.
Но видно, что она образовалась не вчера, и ее уже залатали. Стену во внутреннем дворе, как морщины, тоже избороздили трещины.
Они же – внутри подъезда, ползут по стенам, как змеи.
Снаружи дежурит машина МЧС и спасателей. 63.ru выяснил, почему, несмотря на трещины, жильцы не боятся в нем жить, и какова дальнейшая судьба здания.
Перепуганные жильцы вызвали сотрудников МЧС. Приехавшие на место специалисты обследовали здание и рекомендовали его обитателям перебраться в более безопасное место. Одни остались, другие перебрались к родственникам или в помещение больницы, которое им предоставили в качестве временного пристанища. Но вскоре вернулись обратно.
Вокруг двухэтажного дома наклеили предупреждающие ленты, но прохожие как ни в чем не бывало приподнимают их и проходят мимо.
Рядом ходят кругами озадаченные жильцы. Их же лица виднеются в окнах постройки: некоторые обитатели так и не покинули и не собираются покидать здание. В здании 10 квартир.
Старший по дому Рудольф Шаврин рассказывает историю многострадальной постройки. Складывается впечатление, что он не столько окружающих, сколько себя убеждает в том, что в доме можно жить. Пока... С чего же все началось?
– Я услышал треск где-то в 22:20. Он шел из первой и восьмой квартиры. Что-то стало происходить с тремя стенами. Раздался такой звук, будто побелка сыпется изнутри, – говорит Рудольф Шаврин.
– И еще был шум, словно где-то трубу прорвало и потекла вода, – вторит ему жилец Павел. – Мы поняли, что стенка «уезжает», позвонили в МЧС. Приехали специалисты, послушали. Сказали: «Надо людей вывозить». Но мы уезжать не стали, потому что сами одно время ремонтировали дом и примерно знаем, что и в каких местах с ним может произойти.
По словам Павла, это не первый такой инцидент: несколько месяцев назад по стене пошла трещина, из нее вылетел кусок и едва не попал в его жену. Но супруги ограничились тем, что поклеили стеклообои с напылением и забыли о случившемся. Павел говорит, что живет в доме с 1990-х и, сколько себя помнит, постоянно ремонтирует и восстанавливает его вместе с другими жильцами. Оно и неудивительно: дом очень старый.
– Основную часть дома построили в 1883 году, – рассказывает Рудольф Шаврин. – В 1993 году провели его капитальный ремонт. Одно время в нем располагался детский сад, потом областное управление торговли. Далее здание передали кооператорам, и дом стал жилым. Сейчас в нем десять квартир: одно-, двух- и трехкомнатные.
Сам Рудольф вселился в дом в 2002 году и, как и соседи, включился в бесконечный ремонт здания. Дело в том, что прежняя управляющая компания, по словам жильцов, недобросовестно исполняла обязанности. Так, при установке телеантенны на крыше нанятые УК работники пробили покрытие. В результате квартиру Рудольфа затопило, и, как рассказывает мужчина, ему пришлось самому «латать» крышу.
По словам старшего по дому, также он с другими жильцами «воевал» с УК по поводу обустройства крыльца, подход к которому в зимнее время превращался в каток. Крыльцо так и не сделали, но жильцы скинулись на специальную смесь, и теперь зимой регулярно посыпают территорию у дома.
– Отдельной проблемой стали трещины. Первые из них образовались на здании много лет назад. Представители УК сначала ставили на места повреждений гипсовые маячки с датой и временем установки, чтобы отслеживать состояние дома. Но потом бросили, – добавляет управдом.
По его словам, ситуация усугубились после строительства соседнего дома.
– Застройщик оборудовал возле нашего здания подпорную стенку. Так как наш дом стоит на склоне, получилось так, что дождевая вода и растаявший снег стекались к его фундаменту и стали размывать его. Три с половиной года мы переписывались по этому поводу с администрацией, потом УК. Они лишь указывали друг на друга, но не решали проблему, – продолжает Рудольф Шаврин.
Пришлось по договоренности с жильцами найти рабочих, которые сделали отвод воды от дома. Время шло, прежняя УК обанкротилась, постройку взяла на баланс администрация, а трещины продолжали расти.
В 2016 году жильцы подали заявку на очередной капитальный ремонт, так как изношенный водопровод требовал восстановления. На место выезжали специалисты проектного института, которые провели обследование. К весне 2017 года работу над ним завершат, после чего его смету согласуют с жильцами. А затем стартует ремонт. Но если до этого времени случится порыв водопровода (сети проходят через подвал дома), его фундамент размоет, и здание может просесть.
Серьезные опасения вызывает еще один момент. Во время воскресного инцидента жильцы обнаружили протечку холодной воды в районе соседнего дома и испугались, что произойдет размыв фундамента их здания. Также они пожаловались на характерный шум в батарее, который, по их предположениям, говорит о том, что где-то прорвало трубу горячей воды. Причем шум стоит до сих пор. Вроде бы течь из соседнего здания устранили. Но хотя жильцы храбрятся и уверяют, что их дом – как танк, и в нем в случае боевых действий можно, как в крепости, обороняться от врага, общее беспокойство осталось.
В мэрии Самары уверяют, что оснований для волнения нет.
– В настоящее время установлено, что динамика раскрытия трещины нулевая. Информация о резком изменении в техническом состоянии жилого дома (раскрытие трещин) не подтвердилась. На месте трещины установлены маячки. Опасности для жителей нет. Сейчас они вернулись в квартиры, – сообщил 63.ru исполняющий обязанности руководителя управления гражданской защиты самарской администрации Евгений Вдовин.
Также управляющая компания обещает в течение дня дообследовать объект.
Фото: Фото Романа Данилкина