Из большинства традиций Советского Союза стояние в очередях в Самаре стало, пожалуй, самой живучей. Хотя время дефицита давно ушло и магазинов в городе открыли много, люди находят массу других мест, чтобы выстроиться в ряд «в одну дверь» и при любой возможности «построить» других.
Нет, в очереди как способе организации толпы нет ничего плохого. Для того ее и придумали. В противном случае будет давка, драки, беспорядок... К счастью, во многие учреждения можно записаться онлайн, чтобы прийти ко времени и не толпиться. Но вы же знаете, как это бывает у нас в городе. Прихожу я, например, простуженный к терапевту на прием, заранее записавшись к нему виртуально и распечатав талон. У двери толпятся пациенты. Спрашиваю: «У кого на который час назначено?» А ретивая дама (почему-то это всегда дамы) отвечает: «У нас тут живая очередь. Я два часа стою. И вы вставайте». Другая, такая же, боевая, парирует: «А у нас стоят по времени. Идите к нам». То есть вместо того, чтобы пустить меня на прием, мне предлагают встать сразу в две очереди. Параллельно в ряды втискиваются вновь пришедшие нахальные леди и джентльмены. Конечно, они проскользнут раньше меня. В общем, я стою-сижу-лежу и жду или кричу, толкаюсь, но все равно продолжаю томиться в очереди. Кто-то пытается привлечь в роли судьи пресловутого терапевта. Но это совершенно напрасно. «Бог» не снизойдет до мирских дел. Кажется, пройдет вечность прежде, чем я попаду к «великому» и «ужасному»: врачей в поликлиниках принято воспринимать именно так. Но прежде, чем это произойдет, я, скорее всего, успею выздороветь.
Несколько иная ситуация была недавно в аптеке. Работала одна касса, и пожилой покупатель-мужчина буквально исповедовался фармацевту во всех своих болячках, долго-долго расспрашивал его о лекарствах. При этом он решительно ничего не покупал. За ним постепенно выстроились три, пять, семь человек. Вторую кассу не открывали, но пенсионер упорно не желал что-либо брать. Когда же его вежливо попросили ускориться, он с видимым удовольствием, как будто ждал, отчитал просителя.
Это обычные ситуации, и с ними каждый из нас хоть раз да сталкивался. Довольно быстро стояние в очередях стало формой добровольно-принудительного досуга, а для некоторых – еще и способом самоутверждения. Попав в очередь, люди сразу создают свою модель общества, и вы в нее, хотите или нет, все равно включитесь. Здесь всегда есть тот, кто создает и поддерживает или всячески замедляет общий поток людей, затем тот, кто пытается любой ценой пролезть первым и тот, кто просто стоит и получает от этого удовольствие либо стресс. Ну, и конечно, у очереди свой особый язык. Безболезненно попасть сюда можно, произнеся пароль «Кто крайний (последний)?» Но быть «крайним» для некоторых оскорбительно. Поэтому вновь пришедшего осаживают: «За мной будете». И он автоматически становится «последним» до появления очередного «новичка». Ну, и конечно же, всегда будет тот, кто займет очередь и исчезнет, чтобы появиться в ключевой момент и добавить толпе адреналина.
В очереди свой формат общения и предмет разговора – в зависимости от возраста стоящих, скорости обслуживания и цели, ради которой стоят. На почте обсуждают, как правило, «медленную сотрудницу» и размер пенсии, в ТЦ – «единственного на весь магазин» кассира, в поликлинике – свои болячки. Правда, стоящие не всегда получают то, за чем пришли. Но чем дольше время ожидания, тем менее значимой становится цель.
Похоже, от очередей нам никуда не деться. Это заложено в нас на генетическом уровне. И никакие технологии здесь не помогут. Наверно, стоит воспринимать это не как проблему, а как объективную часть реальности и запастись терпением. Стояние в очереди покажет, что его у вас много. А уж что делать в это время, браниться и устраивать турнир по рестлингу, слушать музыку или обсуждать «эстонский» сервис заведения – каждый решит для себя сам.
Об авторе: Георгий Портнов родился в Куйбышеве 21 февраля 1986 года. Окончил Самарский государственный университет по специальности «Филология». В СМИ работает с 2008 года.
Фото: Фото Олега Каргаполова и Анара Мовсумова