Они всегда на переднем крае любых происшествий. И поэтому их служба и опасна и интересна одновременно. А ее эффективность оценивается самым дорогим мерилом – человеческой жизнью. Журналисты 63.ru провели с самарскими огнеборцами в составе подразделения «Служба пожаротушения» целый день и выяснили, каковы нормативы выезда пожарных по тревоге, и почему перед дежурством нельзя надевать новую вещь.
Это святая святых – центральный пункт пожарной связи. Именно сюда поступают звонки от жителей области, которые звонят по телефону 01.
В случае, если звонят по номеру 112 (единая дежурная диспетчерская служба – ЕДДС), то сообщения о пожаре направляют сюда.
После поступления звонка о возгорании диспетчеры распределяют вызов по частям, охватывающие районы выезда. К слову, они не совпадают с административными районами Самары. В городском отряде 21 пожарная часть.
Служба пожаротушения (СПТ) – проверяющий и контролирующий орган, который ведет документацию гарнизонной службы, ежесуточно проверяет пожарные части, руководит тушением пожаров.
Итак, тревога! Горит частный деревянный дом в Запанском.
Выезжают две машины, так сказать, на разведку. Если источник огня небольшой, расчеты справляются сами. Если нужно больше сил и средств, или это социально значимый объект (сад, школа, больница и так далее), то пожару автоматически присваивается ранг 1БИС (пять машин), второй ранг – девять машин, третий ранг – от 17 и четвертый ранг – от 21.
В нашем случае диспетчер определяет, что это «безводный» район. То есть пожарный гидрант находится на удалении от места пожара. К тому же, горит деревянное жилое строение. Есть опасность возгорания соседних домов. Пожару сразу присваивается ранг 1БИС и на него выезжает минимум пять машин из ближайших частей.
Одновременно отряду службы пожаротушения выдается путевой лист, планшет водоисточников (карта гидрантов всего гарнизона, информацию для которой пожарные подразделения собирали в течение двух лет. – 63.ru) и план тушения. В нем – абсолютно вся информация о местности, здании, маршруте.
Едем на место пожара. На удивление, водители на дорогах города на редкость вежливы. Они не просто пропускают машину службы пожаротушения, но даже стоя на светофоре, пытаются сдвинуться к обочине.
По нормативу время прибытия пожарного отряда на место – до 10 минут в черте города и до 20 минут в пригороде. В пути следования руководитель тушения пожара знакомится с планом тушения для немедленного реагирования по прибытию.
Приехали в лабиринт частного сектора. На месте уже шесть машин, еле пролезшие по узким улочкам. У каждого из 30 пожарных свой фронт работ (по табелю основных обязанностей. – 63.ru): разматывание рукавов, подключение к водоисточнику и так далее.
Задача руководителя тушения пожара – разведка, подтверждение ранга, развёртывание штаба.
Открытого горения нет, источник возгорания предварительно определен, пострадавших нет. Это означает, что сил и средств, которые находятся здесь, хватает для локализации и ликвидации пожара. За время разведки огнеборцы уже организовали бесперебойную подачу воды: подключились к автоцистернам, обнаружили и расчистили место для подключения к гидранту, вызвали службы жизнеобеспечения (газ, электричество).
Один отряд приступил к тушению внутри дома, второй – к разбору конструкции крыши с торца дома, еще два – к расчистке крыши от снега. Нужно проверить, нет ли скрытых очагов возгорания.
Уже через несколько минут пожар локализовали (локализация – это этап тушения, на котором прекращено горение и устранено повторное возгорание. – Прим. 63.ru).
Ребята на крыше до конца раскрыли кровельные листы. Еще через несколько минут горение полностью ликвидировано.
Можно сворачивать оборудование и возвращаться.
Сегодня всё обошлось. Немаловажную роль сыграло то, что поступило сразу несколько звонков от разных граждан, которые смогли четко и без паники рассказать о случившемся сотрудникам центрального пункта пожарной связи.
Возвращаемся в здание службы пожаротушения.
Здесь, к слову, созданы все условия для работы и отдыха личного состава: комната приема пищи, комната отдыха, промышленные стиральные машины, жаровой шкаф и так далее.
Распорядок дня строгий. Всё расписано по минутам.
В 8:00 заступление на дежурство. Приём-передача техники и оборудования
Затем – развод. На нем докладывается оперативная обстановка, происшествия и запланированные мероприятия.
Обсудить рабочие моменты можно и за обедом.
Сегодня из запланированных мероприятий – проверка пожарной части № 5. Выезжаем туда.
Цель визита – проверка оперативной деятельности, прием нормативов сбора и выезда по тревоге, документация предварительного планирования действий и проверка состояния пожарно-технического вооружения.
Всё в норме. Личный состав в сборе, проходит профподготовку. Документы тоже в порядке. Еще бы, ребята своими силами создают и постоянно дорабатывают планы и карточки.
Теперь осталось самое интересное и зрелищное – норматив сбора и выезда по тревоге.
Сегодня норматив пожарные будут сдавать на «Урале». На «отлично» норма составляет до 43 секунд, «хорошо» – до 48, удовлетворительно – 52.
Итак, учебная тревога, секундомер, старт!
Результат на дисплее – не требует разъяснений. Сам автомобиль тронулся уже в 37 секунд.
Плановая проверка окончена. Возвращаемся в ЦППС. В гарнизоне всё спокойно, можно поужинать перед рутинной работой с документами.
За столом огнеборцы делятся друг с другом воспоминаниями разных лет службы. Кто-то вспоминает, как 10 лет назад служил на Севере. В дежурную часть позвонил мальчик, которому страшно было находиться дома одному. Пришлось успокаивать юнца по телефону. А кто-то вспомнил приметы пожарных, которым они строго следуют вот уже несколько лет.
Надевать новую вещь или начищенные сапоги перед сменой не рекомендуется. Огнеборцы считают, что это может спровоцировать какие-либо происшествия. А что такое работать по 24 часа в сутки, самарские пожарные знают не понаслышке. Были случаи, когда смена выезжала из части в 9 утра и возвращалась в нее лишь в 9 утра следующего дня.
Поэтому мы желаем этим настоящим мужчинам сухих рукавов и спокойных ночей!
63.ru благодарит за содействие в организации фоторепортажа главу ГУ МЧС России по Самарской области Олега Бойко.
Фото: Фото Романа Данилкина