В Самаре реконструируют легендарный штурмовик ИЛ-2. В годы войны его выпускали на заводах Куйбышева. «Летающий танк», «бетонный самолет» – так называли его немецкие летчики. Группа самарских энтузиастов из шести человек во главе с главным инженером проекта Евгением Смирновым ежедневно кропотливо восстанавливают самолет на площадке одного из оборонных заводов. 63.ru узнал, когда самолет появится в небе и из каких материалов строят крылатую машину.
Любовь к авиации к главному инженеру проекта Евгению Смирнову пришла еще в детстве, когда он на автобусе проезжал по проспекту Кирова мимо памятника ИЛ-2. С тех пор его жизнь неразрывно связана с небом. В армии служил авиационным техником, затем работал на Куйбышевском авиазаводе. Первым его проектом для реконструкции стал самолет ПО-2.
В 2010 году легкий самолет поднялся в самарское небо, и теперь регулярно участвует в военных парадах и снимается в фильмах. А собирали его по крупицам. Корпус нашли в огороде у летчика-ветерана в краснокутском районе Саратовской области. Местное летное училище его списало, и мужчина поставил ПО-2 к себе в огород на память.
– Он просто стоял, ветшал, баки пошли на душ и умывальник, колеса – на тележку, и что-то осталось, было сгнившее, он нам отдал, и мы начали восстанавливать, – вспоминает Евгений Смирнов. – Проехали еще по летным училищам, нашли какие-то детали, запасливые люди колеса растащили по сарям, свечи, моторы, цилиндры, винт – все это нашлось, что-то подарили, что-то купили за символическую плату и восстановили.
Легендарный штурмовик ИЛ-2 самарские энтузиасты собирают из пяти частей настоящих боевых машин времен Великой Отечественной.
Поисковики нашли их в местах сражений, а самарские авиареконструкторы вывозили на грузовиках из Новгородской области. В 2010 году в торфяном болоте нашли части самолета. В кабине – останки пилота. По документам и номеру мотора выяснили, что пилотом ИЛ-2 был летчик 1916 года рождения, уроженец станицы Секачи Волгоградской области Михаил Гаврилов. О его судьбе не было известно с 30 апреля 1942 года. В тот день он, пилот 568 штурмового авиаполка, улетел на «летающем танке» в Демянский котел и не вернулся. Подняли документы министерства обороны времен Великой Отечественной и выяснили – управлял ИЛ-2 легендарный летчик.
– Самолет нашли в болотистой местности. Поисковики начали искать и выяснять, кто сбил его, и нашли, что это был немецкий ас, он доложил о сбитом ИЛ-2 в этом районе. Опытный гауптман, награжденный «Железным крестом»... Но война – дело суровое, через месяц немца сбили, он благополучно приземлился на советские окопы. Но когда подбежали наши офицеры, немец уже был мертв, его забили солдаты, увидев крест, – рассказывает главный инженер проекта Евгений Смирнов.
В военном архиве осталось донесение командующего ВВС, наблюдавшего в 1942 году бой Гаврилова, сражающегося с немецкими «Мессершмиттами». За тот бой летчика наградили орденом Красной Звезды Из родных у героя войны осталась лишь дочь. Похоронили останки боевого летчика с воинскими почестями на кладбище города Михайловка Волгоградской области.
Основой для реконструкции самарского ИЛ-2 стала еще одна машина, которую нашли в Ленинградской области.
– В районе реки Свирь с 1941 по 1944 год находилась линия фронта, было много техники. Вот этот самолет был поврежден, но перетянул линию фронта и совершил посадку около советских окопов. Экипаж покинул ИЛ-2, а он остался. Но видно, что его обстреливали, когда он уже был на земле, – рассказывает Евгений Смирнов.
Реконструируют легендарный ИЛ-2 по самым настоящим чертежам той военной эпохи. Самарским авиастроителям их временно дали в конструкторском бюро Ильюшина. На некоторых стоит подпись легендарного конструктора. Папку с чертежами Евгений Смирнов бережет как зеницу ока. Ценные схемы уже после войны хотели уничтожить.
– Когда начинаешь узнавать историю наших самолетов, авиастроения, когда проходит через твои руки, начинаешь понимать, какие предки наши были талантливые, трудолюбивые люди, как они фантастически быстро создавали сложнейшие машины, без компьютеров, без ЧПУ, все смекалкой, сноровкой, и оборудование было хорошее, до сих пор работает на заводах, – увлеченно рассказывает Евгений Смирнов.
Пока ИЛ-2 еще находится в полусобранном состоянии. Готова часть бронированной кабины, крыльев и деревянный хвост. Двигатель для штурмовика делают на другой площадке. Работа идет не быстро, так как не хватает средств, и авиареконструкторы рады любой помощи. Поддерживает «Фонд содействия патриотического воспитания “Патриоты Поволжья”» – так называется группа энтузиастов, депутат губернской думы Владимир Дуцев. Областное правительство и Москва также выделяли гранты – около шести миллионов рублей. Деньги, рассказывает Евгений Смирнов, пошли на зарплату рабочим, и большая часть ушла на налоги.
– Хотелось бы, конечно, приурочить к красивой дате, но вы сами видите, что работа реставрационная идет непросто, это не конвейер, как на авиационном предприятии, – переживает энтузиаст Смирнов.
Сегодня Евгений принес друзьям «царский подарок» – два пневмомолотка, которые подарило руководство самарского завода «Авикор». Оказалось, что хороший инструмент у энтузиастов в дефиците, поэтому слесарь Алексей Гусев, а он слесарь-сборщик летательных аппаратов (мастер авиастроения), тут же побежал работать с крылом ИЛ-2.
– К сожалению сейчас авиационная промышленность устает, и пневмомолотки – инструменты из старой базы, ломаются. Приходится собирать, перебирать, навыки есть работы с инструментами. Я начинал работать с самолетами в 1989 году на Куйбышевском авиационном заводе. Были бы рады не только инструментам, но и запчастям, – говорит Алексей Гусев.
Фото: Фото Романа Данилкина, видео Алексея Ногинского