63.ru побывал внутри подводной лодки Б-307 и узнал, какой фильм снимали на ее борту, и сколько метров берега потребовалось срезать, чтобы доставить субмарину в Тольятти.
Легендарная подводная лодка Б-307 проекта «Сом» родилась в самый разгар холодной войны. Суда проекта 641-б были предназначены для решения оперативных задач по уничтожению подводных и надводных целей. Предполагалось использовать их для боевых действий на океанских коммуникациях, у отдельных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника. Ее высота – 12,4 м, длина – 92 м, ширина – 8, 7 м. Экипаж лодки – 82 человека.
Она служила России 22 года.
По просьбе руководства ОАО «АВТОВАЗ» командование ВМФ России передало подлодку Б-307 в Технический музей в качестве экспоната. В конце мая 2003 года лодку поставили в док «Трех эсминцев» Кронштадтского морского Ордена Ленина завода для производства конвертовки и подготовки судна для передачи в музей. Для уменьшения осадки из лодки выкачали 300 тонн жидкого балласта и выгрузили 117 тонн твердого балласта.
В 1997 году на борту Б-307 снимали эпизоды фильма «Особенности национальной рыбалки».
Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти установили пять пар понтонов побортно, в результате подводная лодка получила необходимую осадку. Работы выполняли специалисты АВТОВАЗа, Кронштадтского завода, личный состав судна и представители ВМФ.
Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего в Тольятти. Это более 2200 км.
Не менее сложным для субмарины стал сухопутный путь к музею. Для перемещения субмарины по суше был изготовлен настил (так называемая лыжа) длиной 91 м с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления реки Волги в районе выхода судна на берег на величину осадки корпуса подводной лодки. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу. Для этого пришлось «срезать» 36 м берега.
22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.
Конструктор лодки – Зосим Александрович Дерибин. Субмарину строили, используя все имеющиеся к тому моменту знания.
На лодке есть каюты-изоляторы для перевозки шпионов.
Корпус лодки состоит из двух оболочек – толщиной от 15 до 25 мм.
Самый большой отсек субмарины – торпедный. Шесть орудий располагались в торпедных аппаратах и 18 – на ложементах. При этом здесь же, в проходе, расположены и спальные места для 14 человек.
На лодке предусмотрены одно- и двухместные каюты. Одноместные – для капитана, старшего помощника, судового врача.
В дизельном отсеке температура достигает 60-70 градусов. Шум равен 70 децибел. Для сравнения: такой же уровень шума создает поезд в метро, когда подъезжает к платформе.
Во время службы на флоте лодка ходила в морские походы в Алжир, Сирию, бороздила просторы Индийского океана.
11 лет внутрь лодки посетителей не пускали. Однако в июне 2016 года музей открыл доступ на субмарину: сюда стали водить экскурсии.
Сейчас лодка, пожалуй, самый масштабный экспонат паркового комплекса истории техники имени Сахарова. Впрочем, таких необычных образцов тут немало.
Сами сотрудники музея называют его музеем смекалки и рукоделия. Такое выражение появилось из-за фактов, связанных с доставкой экспонатов: подводной лодки без воды, поезда без рельс. Чтобы сделать это, нужны не только смекалка и умелые руки, но и жгучее желание сохранить национальное достояние русской инженерной и военной мысли и передать его будущим поколениям.
Идея создания Технического музея ОАО «АВТОВАЗ», принадлежит вице-президенту АВТОВАЗа – Константину Григорьевичу Сахарову.
7 сентября 2001 года музей был открыт. На месте бывшей свалки строительных отходов, на площади 38 га, разместились свыше 450 экспонатов техники: авиационной, космической, инженерной, железнодорожной, автомобильной, бронетанковой, сельскохозяйственной, ракетной, а также артиллерийских орудий и систем вооружения военно-морского флота. Подлинным украшением коллекции стала самая большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «СОМ» «Б-307» ВМФ России.