В нескольких школах Самары фильм «Экстремизму – нет!», предназначенный для аудитории старше 16 лет, показали ученикам 7-8 классов. Некоторые сцены фильма, например, самосожжения человека в Одессе, обескуражили и напугали школьников. Как получилось, что те, кто не должен был смотреть этот фильм, его увидели?
25-минутный фильм «Экстремизму – нет!» изготовили на одной из телекомпаний региона. Его впервые показали широкой публике 30 марта этого года на встрече губернатора Самарской области Николая Меркушкина и молодёжи региона. Мепроприятие было тематическим и посвящено пропаганде экстремизма среди студентов вузов и ссузов 63 региона.
В фильме рассказывается об угрозах «цветных» революций на примере Украины, а также – об опасности исламского терроризма. Фильм имеет возрастную маркировку 16+.
После демонстрации ролика на публичном мероприятии с участием главы региона фильм показали в школах области.
– Моей дочери, которая учится в седьмом классе, показали фильм «Экстремизму – нет!» на уроке ОБЖ. Ребёнок пришел домой сам не свой. Спрашиваю, в чём дело, говорит, им сегодня показали, как сгорает человек. Мне пришлось её успокаивать, рассказывать, что он сгорел не на самом деле, и что это была провокация. Она у меня очень впечатлительная, новости с Украины по телевизору не смотрит, боевики – тоже. Поэтому для неё это было очень тяжелым потрясением, – рассказа 63.ru мама 13-летней девочки.
Прокуратура города проверила законность показа фильма в школах Самары. И выяснилось, что в нескольких школах ролик действительно демонстрировали ученикам 13-15 лет.
Как рассказала 63.ru старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ Ульяна Кудинова, представители надзорного ведомства направили письма с требованием устранить нарушения и наказать виновных нескольким адресатам: мэру Самары, региональному министерству образования и науки, управлению Роскомнадзора по Самарской области.
Руководитель регионального Роскомнадзора Светлана Жданова подтвердила получение письма из прокуратуры.
– Претензий к самому фильму как к продукту СМИ у нас претензий нет, поскольку на нем стоит ограничение по возрасту 16+. Мы посмотрели законодательство, посоветовались с окружным управлением и отправили обращение прокуратуры в министерство образования. Чтобы они не только вынесли решение о привлечении например, к дисциплинарной ответственности, но и административно наказали лица или организации, допустивших показ фильма аудитории младше 16 лет, – пояснила Светлана Жданова.
Министерство образования озвучило свою позицию в ответе на запрос депутата Самарской губернской думы Михаила Матвеева.
В документе за подписью замминистра Михаила Татаринцева говорится об актуальности темы. Также в ответе сообщается, что руководители нескольких образовательных учреждений приняли решение о показе учащимся старших классов в рамках воспитания подростков.
Эксперты, привлеченные 63.ru к обсуждению этой темы, разделились на два лагеря.
– Я не хочу, чтобы моему ребенку показывали такие фильмы. С одной стороны, я доволен, что прокуратура не стала называть белое чёрным, но с другой стороны, протест, который они оформили, слегка запоздал. Фактически он – формальный, так как фильм этот уже показали во всех школах, – говорит депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
Необходимости в показе этого фильма подросткам не было, вторит народному избраннику декан психологического факультета Самарского национального исследовательского университета имени академика Королева Константин Лисецкий.
– Я считаю, что это не сфера образования сыграла в активность, а люди, которые не умеют и не знают, что делать с подростками, и бросили эту задачу на систему образования, а учителя как смогли, так и выполнили задачу, спущенную сверху, – выразил свою точку зрения эксперт.
А вот директор школы № 58, депутат гордумы Самары Алексей Дегтев уверен, что показ этого фильма пошел подросткам на пользу. Так как в некоторых школах после него школьники беседовали с представителями правоохранительных структур, дети получили ответы на свои вопросы.
– Фильм мы просмотрели перед тем, как показать школьникам, возрастной ценз тоже соблюдали. Единственная сцена, которую мы вырезали – это сцена самосожжения, она была неуместна, но в новостях и не такое каждый день показывают. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а криминального в этом фильме ничего нет, – считает Алексей Дегтев.
Фото: Фото Романа Данилкина