В Самаре ищут деньги на призовой фонд конкурса по разработке логотипа города к чемпионату мира по футболу 2018 года. Его будут наносить на сувенирную продукцию, связанную с Самарой. И именно с ним будут ассоциировать областную столицу болельщики всего мира.
Какие сложности возникли у чиновников и какие смыслы должен отображать логотип Самары, читайте в материале 63.ru
Обсуждение эмблемы Самары началось осенью прошлого года. Основанием для этого стало обнародование дизайна новой символики от петербургских дизайнеров. Линейные, практически безликие рисунки вызвали массовое негодование горожан и специалистов в области брендирования.
Отметим, что 61,6% читателей 63.ru, которые участвовали в опросе, указали, что логотип им не нравится – выглядит старомодным.
Для того, чтобы разрешить проблемный вопрос, представители общественности, профессионального сообщества и мэрии Самары сформировали рабочую группу по разработке логотипа. Команда на протяжении нескольких месяцев составляла положение конкурса.
Особое внимание уделили техническому заданию, которое и станет главным критерием отбора будущего символа города. В нем указаны смыслы, которые горожане хотят вложить в будущую эмблему: «Самара – город контрастов», «Самара – город, дающий силу и окрыляющий».
– Проводить этот конкурс в отсутствии призового фонда будет ошибкой, – поделился с 63.ru своим видением ситуации главный архитектор города Алексей Самарцев. – В таком случае результат окажется никакой. Конечно, участники найдутся, пришлют эскизы. Но в большинстве случаев это будут непрофессиональные наработки. Качественный логотип требует вложений: и денег, и времени.
Именно поэтому в настоящее время условия конкурса и процедура самого его проведения так тщательно прорабатываются в кабинетах чиновников.
– Главная задача: конкурс должно организовать то ведомство, которое имеет право распоряжаться бюджетными средствами и сможет выделить деньги на эти цели, – подчеркнул Алексей Самарцев.
Уже сейчас в управление главного архитектора приходят первые конкурсные работы. Это эскизы от специалистов дизайна и брендирования, которые всей душой болеют за город.
А горожане только представляют, что станет главным символом Самары в дни мундиаля и надолго после него.
– Точно понимаю, чего там быть не должно, – отмечает краевед Людмила Кузьмина. – Это изображения металлического «Паниковского», военной тематики, и не дай Бог – высоток. Это все так уже приелось. К тому же, какой смысл несет в себе, например, бетонная конструкция? На мой взгляд, никакого! Хотелось бы, чтобы логотип отражал, как живут в Самаре люди: какие они сами, что делают. Возможно, художники предпочтут и природные мотивы. Волга, наши леса – это то, что на протяжении многих веков объединяло наш многонациональный народ. Недавно я совершила поездку в Шенталу. Проезжала по грунтовой дороге, где когда-то проходил путь паломников в Великие Булгары. Я поняла, что только наша природа является одновременно и историей, и настоящим, и будущим. Она хранит в своих красотах много тайн и загадок.
При этом краевед отметила, что залогом успеха логотипа станет правильный отбор победителя.
– Это должна быть многоуровневая система выборки, – подчеркивает Людмила Кузьмина. – Это обычные горожане, представители культуры и профессиональные дизайнеры. Через года после чемпионата мира. Если через несколько лет после чемпионата о логотипе не забудут, будут его любить и будут дарить предметы с символикой Самары своим друзьям и родным, то, значит, разработчик попал в самое яблочко.
Впрочем, есть среди самарцев и такие, кто считает, что логотип городу не нужен.
– Зачем забивать туристам голову и формировать собственные смыслы? – отмечает экс-губернатор Самарской области Константин Титов. – У Самары есть герб! Он давным-давно придуман, разработан и является нашим логотипом. Его все знают. Но сейчас художники будут группировать смыслы: а давайте космос, самолеты, нефть, наши природные богатства. Как это все выразить? Что за логотип получится?
За лаконичность выступает архитектор Дмитрий Храмов.
– В этом смысл самого логотипа. Он должен быть емким и запоминающимся. Помню, как разрабатывали знак трудовой и боевой славы. Было множество предложений. Дизайнеры ломали головы. В итоге все остановились на одном – монумент славы. Знаменитые «самарские крылья над Волгой» узнаваемы. Поэтому, на мой взгляд, он может занять место и на логотипе Самары к ЧМ-2018, – уверен Дмитрий Храмов.
В целом, страхи и споры общественности можно понять. Малой родиной хочется гордиться, а вот краснеть за то, как она представлена на мировом уровне, готов не каждый. У Йошкар-Олы есть знаменитый Йошкин кот, у Казани после Универсиады остался озорной и милый Уник, в Ижевске горожане на собственные средства изготовили миниатюрного Ижика. Это только кажется – деталь, мелочь. Каждый раз, приезжая в эти города, туристы невольно влюбляются в эти символы и расхватывают брелочки, тарелочки, статуэтки с прилавков. Что будут раскупать в Самаре? Оставят на память бутылку «со дна» и брелок на холодильник?