Скандальная история о работе нелегального детского лагеря под Самарой получила продолжение. Семьи ребят, которые там оказались, поставят на учёт. К тому же взрослых оштрафуют за неисполнение родительских обязанностей. Организатору лагеря и вовсе грозит уголовная ответственность. Условия отдыха детей правоохранители и органы власти расценили как небезопасные, а в рацион ребят, по словам полицейских, входили даже лягушки. Якобы из них варили суп. Сам же организатор детского отдыха говорит, что подобного во время похода не происходило.
Напомним, эвакуацию детей из нелегального лагеря проводили 7 июля. О его работе сотрудникам транспортной полиции сообщили отдыхающие. 19 ребят в возрасте от 10 до 16 лет жили в палатках на острове Голодный в Безенчукском районе. Следил за ними организатор отдыха – 47-летний мужчина – и двое его молодых помощников.
– Ребята жили в спартанских условиях. Еду готовили сами. На момент проверки мы увидели там только несколько банок тушенки, печенье и томаты. Позже ребята рассказали, что развлекались рыбалкой, а порой им приходилось есть и лягушек. В аптечке были просроченные лекарства. Причём дети имели к ним свободный доступ, – рассказала начальник отдела по делам несовершеннолетних Средневолжского линейного управления МВД России на транспорте Алла Нечесова.
По её словам, впоследствии выяснилось, что лагерь начал работу 3 июля. Клиентами стали семьи из Тольятти, Самары, Сызрани и Ульяновской области. За экстремальный отдых своих чад родители заплатили по 7000 рублей. Сам организатор назвал свой лагерь «робинзонадой», говорят полицейские.
– Детей доставляли на автобусах сначала до села Малая Рязань. Затем они проплывали 3 км по водоёму на резиновых лодках. Причём на тот момент действовало штормовое предупреждение. Был сильный ветер. Примерно в этот же период на Волге на теплоходе «Москва» волной выбило стёкла. А плыть на резиновых лодках в такую погоду – очень опасно. Но обошлось. Пробыть в лагере дети должны были до 8 июля, но лагерь попал в наше поле зрения, – отметила Алла Нечесова.
Открытие лагеря организатор не согласовал ни с министерством образования, ни с МЧС, ни с Роспотребнадзором. В наличии у него был только статус индивидуального предпринимателя, который занимается организацией детских праздников. При этом, по данным полиции, с каждым из родителей мужчина заключал договор. В некоторых случаях второй стороной выступали бабушки.
Сейчас правоохранители решают вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». С представителям правоохранительных органов и министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области мужчина готов общаться только через адвоката. Круговую оборону, по словам полицейских, заняли и родители.
К слову, и этих граждан органы власти планируют привлечь к ответственности. В отношении них возбудят административные протоколы за неисполнение родительских обязанностей. Повлиять на них полицейские и соцслужбы надеются и с помощью беседы. Посетить представители ведомств планируют каждую семью. А чтобы не допустить подобного впредь, чиновники намерены провести некий мониторинг того, чем дети Самарской области будут заниматься этим летом. К работе планируют привлечь классных руководителей. Цель – рассказать родителям о том, в каких лагерях их дети смогут отдохнуть безопасно.
– К палаточным лагерям тоже предъявляются определённые требования, в том числе по обеспечению питания, антитеррористической безопасности, безопасности перевозок, соблюдению санитарных норм. И те, кто их выполняет, сейчас работают. Около 10-11 таких лагерей располагаются в Самарской области. В этом нелегальном лагере были серьёзные риски для детей. И вызывает недоумение позиция родителей, которые отправили своих детей неизвестно к кому. Поражает легкомыслие взрослых. Неизвестно, с какими намерениями эти мужчины собирали там подростков, какие цели преследовали. Почему они от надзорных органов, образовательной системы скрыли свою работу? Мы вообще не знаем, чем они там занимались с этими юношами, – отметила министр социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Антимонова.
Для того, чтобы выяснить, насколько опасным было пребывание детей в подпольном лагере, правоохранители привлекут экспертов. Тем временем сам организатор отдыха детей Андрей Жмакин говорит, что это был турпоход. По словам мужчины, у него есть удостоверение инструктора детско-юношеского туризма, а его ИП занимается организацией комплексного туристического обслуживания.
– Цель – формирование и совершенствование теоретических, практических и творческих навыков ребят в организации туристической работы, умений по проведению тренировок в спортивном ориентировании, организации бивуака (отдыха под открытым небом), прикладных видов соревнований. В том числе я хотел дать детям ценностное представление о правилах безопасности в походах и поездках, на отдыхе и турслетах, культуре поведения в общественных местах, сформировать бережное отношение к природе, способствовать развитию патриотических качеств и их личностных качеств, – отметил Андрей Жмакин. – В программу входили игры, лекции, беседы, зарядка, занятия по рукоделию и вязке узлов, творческие вечера у костра.
Отдельно организатор похода остановился на питании детей. По его словам, в него входили завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Меню было расписано по дням. Причём каждый день в походе был посвящён определенной культуре.
– Например, тот самый «суп из лягушек» подавали в день европейской культуры. Вот только это были не лягушки, а куриные крылья, – заявил Андрей Жмакин. – Я всецело доверяю правоохранительным органам, их квалифицированной оценке. В настоящее время понимаю, что допустил нарушения в организации этого похода, и готов нести ответственность за них.