В народе этот объект называют ТПХ, что расшифровывается как тоннель под Хлебной площадью. Его обнаружили в 1990-х годах первые самарские диггеры. Они подумали, что нашли вход в легендарную вторую линию самарского метро, которая была запроектирована под старым городом и уходила за реку Самарку.
К разочарованию первых исследователей, ТПХ оказался не входом в метро-2, а недостроенным подземным объектом глубокого залегания – канализационным коллектором, который должен был соединяться с сетью таких же сооружений под площадью Урицкого.
По некоторым данным, строительство тоннеля началось в конце 1980-х годов. Остановилось в 1993 году из-за проблем с финансированием. Объект законсервировали и забросили. Специалисты говорят, что тоннель – это ливневая канализация, однако есть и другие версии – якобы там строили коммуникационный коллектор, теплосеть или ход, который может соединяться с подземными бункерами.
Корреспондент 63.ru лично побывал в этом подземелье.
Исследователи самарских «заброшек» согласились показать объект. Находится он за бетонным забором и скрыт от глаз прохожих. Вход закрыт решеткой, которую кто-то отогнул до нас. Наверное, такие же любители неизведанного.
Через будку, которая служит входом, можно попасть к стволу с металлической лестницей. Именно по ней мы спускаемся. Конструкция старая и ржавая, поэтому делает спуск очень опасным. На пути встречаются грибы, которые начали расти от высокой влажности на стенах. Достигаем дна колодца – глубина здесь 27 метров, для сравнения высота девятиэтажного дома. Все завалено мусором: досками, мебелью, покрышками и другим хламом. На стенах красуются рисунки баллончиком – следы пребывания граффитистов.
Диггеры осмотрелись и заметили в кромешной тьме, разрезанной светом фонарей, горизонтальный тоннель диаметром примерно два метра, который уходил вглубь. Из него повеяло влажным затхлым воздухом. В начале воды под ногами не было, только рельсы, на которых стоят вагонетки. Продвинулись на несколько метров, и под ногами захлюпала вода. Чем дальше в тоннель, тем выше ее уровень.
– Уровень воды в тоннеле зависит от времени года и погоды. Он может подниматься примерно на 30 сантиметров. Полностью объект не затапливает, – пояснил один из диггеров.
Тут же мы нашли тележку, которая все еще ездит с грохотом по рельсам. Идем по щиколотку в воде, стараясь держаться за выступы в стенах. Идти примерно 70 метров. В конце тоннеля перед нашим взглядом предстает ржавый заиленный проходческий щит, который упирается в породу. Она постепенно засыпает тоннель.
– Его судьба на данный момент неизвестна. Совсем рядом ведут строительство Фрунзенского моста, поэтому власти должны подумать о безопасности, о том, что из-за таких объектов грунт может просесть, – говорит наш диггер-экскурсовод.
По его словам, под Самарой есть другой подземный город – километры бетонных подземелий, созданных еще в сталинские времена. Многие из них уже завалены или затоплены водой. Один из неизведанных ходов в недры Самары находится как раз у Фрунзенского моста. Его обнаружили в 2014 году. По всей видимости, его создали еще до революции. На эту мысль диггеров навел вход из красного кирпича необычной формы.
– В такие моменты настоящие диггеры вспоминают истории, которые им рассказывали родители. Еще полвека назад ходили слухи о том, что существует тоннель, ведущий от Хлебной площади через весь город до Красной Глинки. Сколько еще тайн хранят подземелья, можно только догадываться, – говорит диггер.
Другой исследователь подземелий по прозвищу Химик рассказал, что у ТПХ много странностей, ведь над ним построен другой канализационный коллектор, который протекает. Эта вода просачивается в тоннель. Кроме того, там может скапливаться радиоактивный газ.
– Раньше специалисты замеряли в этом месте уровень радона – тяжелого радиоактивного газа, который выделяется из земли. Последние несколько лет этого не делали, так что объект можно считать очень опасным, – пояснил Химик.
За помощь в подготовке материала благодарим Юрия Прокофьева и диггера Химика.
Фото: Юрий Прокофьев