Дореволюционная Россия – это роскошь, балет, театр и шикарные наряды. Все это режиссер Алексей Учитель хотел показать в своей картине «Матильда», однако его художественное видение приняли в штыки. «Матильда» стала первым фильмом в постсоветской истории, вокруг которого разразился скандал всероссийского масштаба. 63.ru разбирался в том, почему картина вызвала столько критики.
Показывать фильм, который рассказывает о любви императора Николая II к балерине Матильде Кшесинской, решились не во всех кинотеатрах города, так как волны протеста против фильма прокатились по всей России.
Например, в Екатеринбурге активист въехал в кинотеатр на автомобиле и поджег здание. В Москве неизвестные атаковали машины у офиса Алексея Учителя. Борцы за честь православного государя оставляют везде листовки с призывами не смотреть этот фильм, так как он якобы оскорбляет личность Николая II.
В некоторых регионах России решили совсем отказаться от проката фильма, чтобы избежать протестов и массового возмущения. В Самаре прокат фильма стартовал на нескольких площадках.
Одна из них – кинотеатр «Художественный». Вечером 26 октября здесь дежурили полицейские.
– Мы обеспечиваем порядок, потому что сегодня будут показывать фильм «Матильда». Внутри кинотеатра тоже находятся полицейские, – пояснил сотрудник правоохранительных органов.
Заходим внутрь. За двадцать минут до начала в фойе уже собралась уже целая толпа зрителей. Билеты раскупили как горячие пирожки. Зал был почти полон, оставалось только несколько свободных мест.
Перед началом фильма следует развеять несколько мифов о нем. Основной парадокс «Матильды» в том, что это не радикальное высказывание или эксперимент, который рвет шаблоны и нарушает табу.
Алексей Учитель хотел показать костюмно-историческую мелодраму. Режиссер начинал с свою карьеру с документальных фильмов про рок-культуру в конце 1980-х годов. Через его творчество проходят три самые главные темы: музыка, балет и Санкт-Петербург. Он снял кино об этом и сейчас.
Судя по отзывам людей, которые посмотрели фильм на премьере в Санкт-Петербурге 23 октября и 24 октября в Москве, многим понравилась мелодрама про Россию, которую мы потеряли: с театрами, балетами, пышными нарядами, с красивым и молодым Николаем Вторым.
Критики упрекали режиссера в связи с выбором актера на главную роль. Якобы роль играл немецкий порноактер. Однако это не так. Роль царя исполнил Ларс Айдингер, который считается хорошим немецким актером. Он не звезда первой величины, но на его счету несколько известных фильмов «Профессиональный покупатель», «Зильс-Мария» и работа у режиссера Питера Гринуэя. Там он снялся обнаженным, поэтому пошли слухи о его профессии.
Матильду играет польская актриса Михалина Ольшанская, которая до этого не была замечена на больших экранах в России. Музыку к фильму написал известный американский композитор Марко Белтрами. Он уже отметился в оскароносных картинах. Его мелодии можно было услышать в фильмах – «Логан» и «Повелитель бури».
Таким образом создатели фильма собрали хорошую команду, которая призвана сделать качественное кино. Перед нами заявка на мощную и красивую картину, воспевающую Россию до 1917 года. Конечно, это не документалистика, поэтому воспринимать «Матильду» серьезно не следует.
Картина начинается с того, что нам показывают коронацию Николая Второго. Он вот-вот официально взойдет на трон, однако теряет сознание, увидев на балконе молодую темноволосую девушку. Конечно, зритель уже догадался – это та самая Матильда. В картине Алексея Учителя она представлена как роковая женщина. Вокруг нее толпы поклонников, дорогие подарки.
Ключевую роль в фильме играет сцена с балетом, во время которого слетает бретелька костюма Матильды. Ее левая грудь обнажается, и мужчины замирают. Следующий кадр – лицо Николая Второго, то ли пораженное красотой груди, то ли просто удивленное от вида женской груди, которую он узрел впервые. Мужчины вскакивают и стремятся к сцене. Первым прибегает офицер Воронцов в исполнении Данилы Козловского. Матильда с ухмылкой кланяется публике, и на этом сцена завершается.
Далее Козловский появится еще несколько раз в кадре, однако его сюжетная линия практически ни на что не влияет, да и не тянет миловидный актер на роль одного из злодеев. Основная линия строится вокруг Матильды и Николая, но их взаимоотношения поданы довольно сухо. Здесь мало диалогов, только томные взгляды и касания. Нельзя отрицать их близкие взаимоотношения, ведь даже из личных дневников Матильды и Николая известно о романе. Но был ли он платоническим?
Этот вопрос – боль для многих верующих активистов, которые выступают против фильма, они не верят в то, что у Николая Второго была физическая связь с балериной Матильдой. Алексей Учитель дает довольно определенный ответ на это – они проводили ночи не за разговорами или чтением книг. В откровенных сценах режиссер не постеснялся это показать.
Драма состоит в том, что Николай Второй ждет своей коронации и свадьбы с принцессой Алисой Гессен-Дармштадской. И не может сделать главный выбор в своей жизни – любить Матильду или оставить престол. Характер царя здесь частично раскрывается – он нерешительный мужчина, который живет по чужим правилам, и это нельзя списать на любовь к Родине.
Именно этот посыл следует сквозь все произведение. К слову, Учитель показал своего царя, который умеет сострадать и отличается большой щедростью. Например, когда в 1896 году в Москве на Ходынском поле в результате давки погибли около 1400 человек, царь Учителя пошел на место трагедии и встал на колени. Однако истории доподлинно известно, что Николай Второй не отменил торжеств и продолжил отмечать свою коронацию.
Когда фильм закончился – зал хлопал дружно. Самарская публика приняла его на ура, особенно работа Алексея Учителя понравилась женщинам.
– Очень красивая картинка. Здесь Алексей Учитель пытался собрать все самое яркое и роскошное в царской России. Все скандалы насчет фильма были не обоснованы. Это совершенно обычная мелодрама. В ней прослеживается несколько идей, которые пытался донести Учитель, – рассказала зрительница Ирина Свиридова.
Самарский кинокритик Роман Черкасов рассказал, что «Матильда» стала настоящим политическим событием. Киновысказывание взбудоражило умы людей во всей стране.
– Любой человек вправе сам решать, какие фильмы ему смотреть и какие книжки читать, – отметил Роман Черкасов. – Любые попытки воспрепятствовать этому есть цензура, которая, к слову, запрещена Конституцией РФ. В случае же с «Матильдой» ситуация выглядит откровенным и очень смешным курьезом, потому что режиссер Учитель снял фильм, который наоборот поднимает дух.
Есть и те, кто воспринял фильм в негативном ключе. Так, по мнению настоятеля самарского храма Иоанна Мохова, «Матильда» дробит общество на группы – возникают конфликты, а черный пиар только на руку создателям.
– Черный пиар – залог успеха, но это не есть хорошо. Грустно, что православные люди идут на этот фильм, потому что вокруг него возникла шумиха. Они хотят лично увидеть, что же там такого скандального. Такая же ситуация была с фильмом «Левиафан». Я бы посоветовал самарцам ходить на другие фильмы, – сказал отец Иоанн Мохов.