Аварию спровоцировало не лихачество
1 сентября пять человек, среди них двое детей, погибли в крупной аварии на трассе М-5. Но даже запись не дает ясного ответа, что же всё-таки произошло: была ли это банальная попытка обгона или нечто иное? Мы обратились за комментарием к автомобильным экспертам, по мнению которых, речь не идет о чрезмерной самоуверенности водителя Toyota.
Лобовое столкновение микроавтобуса Toyota Lite и автопоезда Volvo произошло между Уфой и Самарой в Исаклинском районе. Все пассажиры микроавтобуса, включая детей, погибли. Выжил лишь водитель, которого, с большой вероятностью, признают виновником аварии. Несмотря на тюменские номера «Тойоты», в ней ехала семья из Талицы (Свердловская область).
За несколько секунд до удара микроавтобус вел себя странно, смещаясь по дороге пока, наконец, не выехал на встречную полосу под набегающую фуру. Условия видимости были близки к идеальным, а обгон в любом случае запрещала разметка. Что же спровоцировало аварию?
Игорь Полицаев, автоюрист:
— Очевидно, что речь не идет о попытке обгона: по видео хорошо видно, что микроавтобус выезжает чуть ли не к левому отбойнику. При таких условиях видимости не заметить встречную фуру было сложно, поэтому, скорее всего, водитель отвлекся. Раз он ехал с детьми, не думаю, что он был пьян, но, может быть, говорил по телефону или что-то подобное. Не исключено, что он был в утомленном состоянии. Кстати, это запрещено пунктом 2.7 ПДД, хотя как такового наказания за такое правонарушение нет: обычно пункт 2.7 «пристегивают» к нарушениям по пункту 10.1 ПДД, который предписывает водителям выбирать скорость, соответствующую условиям, и тормозить при обнаружении опасности.
Дмитрий Ларионов, представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области:
Полагаю, водитель просто заснул. Ужасное, но, к сожалению, типичное происшествие. Масштабы нашей страны ежедневно провоцируют водителей на экономию времени в поездке путём отказа от сна. Они литрами пьют энергетики, просят пассажиров развлекать их и следить за дорогой, открывают окна, включают музыку погромче. Но ничто не может заменить несколько часов сна, и он обязательно возьмёт своё, если эту потребность игнорировать.
Состояние утомления очень похоже на состояние опьянения: нервная система в каждом случае заторможена, мозг не успевает анализировать обстановку во всех деталях. Состояние утомления грозит серьёзными последствиями, даже если водитель ещё не начал «клевать носом» в прямом смысле слова.
Разумеется, виновником будет признан водитель Toyota, который выехал на встречную полосу движения в нарушение правил. Утомление или сон стали сопутствующими факторами.
Николай Попов, автоюрист:
— Вероятнее всего, Toyota — с правым рулем. Поэтому для совершения обгона водитель вынужден выезжать на полосу встречного движения очень сильно. Кроме того, водитель «Тойоты7 нарушил разметку и пересек сплошную полосу. По непонятной причине водитель, имея возможность увидеть встречное ТС, не возвращается в свою полосу, а делает небольшое движение руля влево и только затем вправо. Здесь может быть как человеческий фактор, так и технический, но вина однозначно водителя микроавтобуса Toyota.
Антон Шишкин, водитель среднетоннажного грузовика:
— Это нелепо и трагично. Странное поведение водителя было заметно ещё до аварии, когда он смещался от одного края дороги к другому, а затем выехал на встречную полосу без необходимости: полагаю, он просто заснул или отвлекся. В последний момент он очнулся от сигнала встречной фуры и пытался увернуться, но было поздно. По опыту такие состояния случаются у многих водителей в дальних поездках, но большинству просто везет проснуться вовремя. Сонливость приходит незаметно: поначалу ты как бы «замерзаешь» за рулем, начинаешь реже моргать, пропускаешь целые фрагменты дороги. Первая фаза засыпания неразличима даже для сидящего рядом пассажира: глаза водителя открыты, но уже не видят. Несколько раз я попадал в такое состояние и просыпался, когда машина была уже на обочине. Это очень страшно. Это так страшно, что теперь я стараюсь не ездить в состоянии даже слабой сонливости.
Был ли шанс?
А всё ли правильно сделали другие водители? Наши эксперты считают, что последствия этого ДТП можно было снизить.
Дмитрий Ларионов, представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области:
— Задолго до происшествия Toyota начала вилять, и водители позади могли чуть сократить дистанцию и посигналить — может быть, это бы отрезвило спящего, он бы проснулся и остановился. Хотя, разумеется, обвинять очевидцев в бездействии нельзя — формально у них нет обязанности что-то предпринимать. Кроме того, водитель грузовика начал торможение слишком поздно: тягач характерно «присел» всего за секунду до удара, хотя Toyota ехала по встречке несколько секунд. Если бы водитель фуры начал торможение сразу, как увидел опасность (а этого требуют ПДД), последствия были бы иными.
Антон Шишкин, водитель среднетоннажного грузовика:
— На трассах сплошь и рядом случаются ситуации, когда под тебя лезет очередной любитель «тесных» обгонов, и приходится начинать торможение или смещаться на обочину: такого лихача можно потом обматерить по рации, но торможение — это рефлекс. На мой взгляд, водитель фуры или не увидел микроавтобус или решил его «проучить», поэтому тормозил позже, чем мог бы. Но я бы воздержался от окончательных оценок, потому что со стороны рассуждать всегда проще. Мои соболезнования родственникам погибших.
Главные новости Самары в формате фото и видео — в нашем Instagram.