Научить ходить, оградить от соблазнов и воспитать дисциплину — такие непростые задачи перед собой ставит в работе самарский «усатый нянь», педагог по физвоспитанию Константин Ефименко. Кавээнщик и спортсмен вот уже три года ломает стереотип о том, что мужчины не умеют растить детей. В его профессиональный праздник, день дошкольного работника, который в России отмечают 27 сентября, мы встретились с Константином и узнали, чему его научила работа детсадовским физруком.
Константин Ефименко — выпускник Самарского государственного педагогического университета (бакалавриат и магистратура). Окончил Высшую школу экономики в Польше по специальности «Спортивный менеджмент».
«Запах молочной каши и ухоженный дворик»
— Педагогика — это ваше призвание?
— Как сложится судьба, я не знаю, но мне нравится работать с детьми. Главное, чему я хочу их научить, это дисциплина, потому что в наше время очень много соблазнов. Сейчас многие дети в раннем возрасте делают то, чего, к примеру, я не делал.
В моей семье не было педагогов. Но, когда я учился в школе в Петра Дубраве, мой дедушка работал в детском саду слесарем. После школы я всегда приходил к нему на работу, и мне очень нравились все эти атрибуты детского сада — запах молочной каши, ухоженный дворик — они навсегда оставили свой отпечаток в моей памяти.
— Любая работа должна приносить удовольствие. Что вам нравится в вашей профессии?
— Видеть результат своего труда. С детьми дошкольного возраста это проще, чем со взрослыми. Когда в начале года приходит младшая группа, мы проводим с ними мониторинг: кто-то не умеет ползать, кто-то не умеет на лесенку вставать, мячи кидать. А в мае они и бросают, и ползают, и всё-всё-всё! И когда ты видишь это, понимаешь, что не зря работаешь.
«Взяли сразу»
— Как работа с детьми изменила вас?
— У меня появилось такое качество, как усидчивость. Когда ребенку нужно по три–четыре раза что-то объяснить, показать, чтобы он сделал то или иное упражнение правильно — терпение и сила воли очень помогают. Благодаря всему этому опыту у меня даже сформировалось представление о том, как воспитывать своих детей.
— А как вы попали в детский сад?
— Почти случайно. Как-то шел из университета и подумал, что хочу работать в этом саду. Не знаю, по каким причинам. Не то что бы он привлек меня внешним видом или как-то ещё, просто захотелось. И буквально дня через два знакомая, которая до сих пор здесь работает, рассказала, что в саду требуется педагог по физической культуре, и предложила мне попробовать занять открытую вакансию. Я подумал и пошел на собеседование. Взяли сразу.
— Поладили с детьми сразу?
— До детского сада я работал аниматором и воспитателем в лагере, поэтому было не сложно. Здесь уже я просто использовал тот багаж знаний, который у меня был. Но со знаниями или без, работать с детьми нельзя, не полюбив их, особенно маленьких. Правда в том, что их невозможно обмануть. И если у вас возникнет какая-то неприязнь или нелюбовь к ним, они это очень хорошо почувствуют. В то же время говорить им о своей любви необязательно, её можно просто показывать своими поступками, и дети сами к тебе потянутся.
«Фильтрую речь»
— А бывает, что малыши пытаются «откосить» от занятий физкультурой?
— Первое время были дети, которые убегали. Как правило, такие ситуации возникают с новенькими. Если ребенок выбегает из зала, мне обязательно нужно найти причину, почему ему некомфортно, почему он не хочет заниматься. И нужно сделать так, поощрить его таким образом, чтобы на следующее занятие он уже шел с интересом. В основном дети слушаются. Чуть сложнее с маленькими детьми — после выходных они приходят и начинают баловаться, поэтому опять приходится тратить время на то, чтобы выравнивать дисциплину, чтобы они меня слушали.
— А как обычно проходят ваши занятия?
— У нас есть спортивный зал. Сюда воспитатель приводит группу, с которой он работает. В среднем в одной группе от 15 до 25 детей. Занятия проходят по стандартам в три этапа — подготовительный, основной и игровой. Сначала у нас идёт построение, потом я рассказываю, что будет на занятии. Затем мы начинаем разминку на месте, затем ходьба с разными положениями рук, ног, затем переходим на бег, общеразвивающие упражнения. Если детей много, я делю их на подгруппы. Мне на занятиях помогает воспитатель. Я работаю с одной подгруппой, а воспитатель с другой. Упражнения в подгруппах разные. К примеру, одна катает мяч, вторая кидает его. Сделали N раз в зависимости от возраста и меняемся подгруппами. Каждое занятие обязательно заканчивается игрой.
От 3 до 7 лет — это тот возраст, в котором нужно закладывать базу, от которой и зависит, как ребенок в дальнейшем будет развиваться в школе. На физкультуре строится всё. Если ребенок физически не развит, ему тяжело держать ручку в руках, не может говорить и так далее, если у него не развиты мышцы шеи.
— Вы строгий педагог?
— Не могу себя таким назвать. Главный наш инструмент — это голос. Им можно показать всё: и то, что я злюсь, и то, что я радуюсь, и куда встать, и как лучше сделать, и так далее. Кроме того, педагог должен фильтровать речь — какие слова можно говорить, какие нет. Дети разных возрастов понимают одно и то же по-разному. К примеру, подготовительный возраст понимает, когда мы упражнения делаем на счёт — «один», «два», «три», «четыре». А младшей группе нужно всё показывать, рассказывать, поправлять руки, ноги. А вообще, я бы сказал, что каждый педагог, как изумруд: чем больше у него граней, то есть качеств, тем он ценнее.
— А вы какие качества в себе цените?
— Мне кажется, у меня есть харизма. И еще чувство юмора. Дети это ценят. Улыбка располагает.
«Работаю на опыт»
— Довольны тем, сколько зарабатываете?
— Рабочий день у меня длится с 8:00 до 12:00, с понедельника по пятницу. В остальное время я учусь, работаю в профкоме СамПГУ, помогаю первокурсникам и преподавателям в своём университете, организовываю мероприятия. Вот 24 сентября на базе Самарского государственного социально-педагогического университета вместе с единомышленниками открыли футбольную академию для детей 3–14 лет. Также я капитан команды КВН сборной спортфака. Конечно, хотелось бы за такое количество функций получать другие деньги, но сейчас я нарабатываю опыт. Получается так: навыки, которые я приобрел за время обучения в университете, помогают мне в работе с дошкольниками, а те качества, которые я нарабатываю здесь, в детском саду, помогают мне там, в работе со взрослыми людьми.
Главные новости Самары в формате фото и видео — в нашем Instagram.