В России продлили программу туристического кешбэка. У путешественников вновь будет возможность вернуть до 20% затрат на отдых в Самарской области. В преддверии запуска второго этапа проекта вспомним, как менялась столица региона в сторону города-курорта и какие шаги в этом направлении ей еще предстоит совершить.
Туристический кешбэк — возврат средств, затраченных на путевки и проживание в рамках внутреннего туризма. Первый этап программы состоялся с 21 по 28 августа: тогда желающие отдохнуть в России могли купить туры от четырех ночей и вернуть от 5000 до 15 000 рублей. На втором этапе, который продлится с 15 октября до 10 января, туристы смогут вернуть 20% от стоимости тура при оплате картой «Мир».
Каждый раз
—как первый: что посмотреть в Самаре
На резонный вопрос: «Что в Самаре посмотреть?» — у туристов с каждым сезоном появляется все больше вариантов ответа. Вечные точки притяжения с уникальным местным колоритом — Набережная, бункер Сталина, городские площади, музеи, парки, смотровая площадка и Ленинградка — в расчет не идут. Это must-watch для всех приезжающих: не видел — значит, не был.
Те, кто уже изучил главные фишки на карте города, могут взглянуть на хорошо знакомые места под иным углом. Новый взгляд представляют организаторы «Нестандартных экскурсий»: для гостей города разработали маршруты прогулок с акцентом на мистику, гастрономию и даже эротику.
Из свежих предложений — достопримечательности, которые составят конкуренцию столицам и южным здравницам. Например, в 2019 году в Самаре открылся океанариум с самым длинным в Европе аквариумом, а в парке имени Гагарина появилось новое колесо обозрения высотой в 55 метров — аналоги аттракциона хорошо знакомы отдыхающим в Казани, Сочи, Анапе и, конечно, Москве. Не отстает от белокаменной Самара и по внедрению высокотехнологичных выставок. За мультимедийной экспозицией «Россия — моя история» на ВДНХ исторический парк открылся в Самаре, на территории ТЦ «Гудок».
Туризм в «цифре»: как город прокачали технологии
Сколько бы уникальных фишек ни было в копилке города, ему необходимо идти в ногу со временем. В том числе развиваться в цифровом поле. Совершить скачок в этом направлении Самаре помогли решения в сфере телекома.
Одно из них — инновационный туристический проект «Виртуальная прогулка» от компании МТС. В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года у достопримечательностей города установили информационные пюпитры. На каждом разместили краткую аннотацию и QR-код. Пройдя по нему с помощью гаджета, туристы могут самостоятельно узнать всё о главных исторических событиях, персонах и местах Самары, а также прослушать аудиогид и посмотреть галерею фотографий. Сеть таких онлайн-гидов покрыла буквально весь город: оператор установил более 60 пюпитров от вертолетки на Управленческом до Хлебной площади.
Вслед за «Виртуальной прогулкой» в черте города МТС перешла к «оцифровке» туристически привлекательных точек области. В августе компания запустила пилотный проект «Место силы. Самарская Лука». С его помощью можно в режиме онлайн прослушать аудиогид по национальному парку и узнать все самое интересное в путешествии без реального экскурсовода, а еще прочитать первую полную онлайн-энциклопедию Самарской Луки и посмотреть экологические онлайн-уроки для детей и взрослых, посвященные тому, как правильно себя вести в нацпарке и беречь природу.
В то же время телеком-оператор запустил проект, позволяющий рассчитать туристический потенциал региона с помощью геоаналитики и BigData. Компания создала цифровую модель губернии на основе обезличенных данных. Проект уже помог установить реальный рост турпотока в сезоне-2020. По данным программы, он увеличился вдвое по сравнению с прошлым годом.
— Благодаря геоаналитике мы можем узнать больше о тех, кто приезжает отдыхать на территории Самарской области: какими маршрутами туристы въезжают в регион, где предпочитают селиться (в гостиницах, на турбазах или у частников), сколько дней в среднем проводят в нашей области, где обедают и сколько денег готовы тратить на сувениры, — рассказал директор МТС в Самарской области Александр Меламед. — На основе этих данных можно вывести туристическую инфраструктуру региона на новый уровень, оптимизировав транспортные маршруты и создав систему навигации с учетом туристов, построив новые отели и гостиницы там, где они нужны, и развивая в первую очередь наиболее привлекательные для приезжих локации.
Отголоски ЧМ: что изменил мундиаль
Говоря о внутреннем туризме, не упомянуть о лете-2018 нельзя. В преддверии чемпионата в Самаре построили новые улицы и дороги, гостиницы и отели мирового уровня, уже ставший легендарным стадион «Самара Арена» и пешеходную «последнюю милю» до него. Для удобства туристов в городе обновили систему уличных указателей и адресных табличек, установили на остановках общественного транспорта электронные табло.
Внешний облик Самары в целом стал более парадным. Речь не только о ремонте устаревших объектов и преображении гостевых маршрутов. Город запестрел арт-объектами. К приезду туристов фасады нескольких зданий во весь рост расписали масштабными граффити. Чемпионат закончился, а традиция осталась. За два года Самару украсили муралы в честь известных писателей, врачей, артистов, героев ВОВ и даже победы над коронавирусом. А к минувшему Дню города улицы и достопримечательности преобразили известные стрит-арт художники со всего мира. Так, например, каллиграфист Покрас Лампас расписал вязью набережную.
Чего-то не хватает: эксперты о том, как Самаре стать курортом
Представители сферы организации путешествий и HoReCa единогласно сходятся во мнении — у Самары огромный туристический потенциал. Климат, геолокация, инфраструктура и транспортная доступность, возможности для проведения массовых спортивных, культурных и деловых мероприятий складываются в паззл, в котором всё же не достает нескольких элементов.
По мнению экспертов, захватить и удержать позицию города-курорта Самаре поможет пляжный туризм. В этом направлении у города уже есть показательный опыт.
— В прошлом сезоне мы предложили постояльцам благоустроенную пляжную зону с выдачей шезлонгов. Она располагалась между спусками с улиц Полевой и Маяковского. Несмотря на то, что мы запустили это предложение только в августе, туристы очень позитивно на него откликнулись. Причем как в индивидуальных, так и в групповых заездах, — рассказал директор отеля «7 Авеню» Михаил Мальцев. — Если мы возобновим проект в следующем году и вместе с городом будем предлагать туристам весь комплекс услуг на уровне других курортов, то Самару начнут воспринимать по-другому. Люди будут приезжать сюда целенаправленно — ради пляжного отдыха.
В то же время необходимо заниматься активным продвижением региона на туристической арене. Начиная с его столицы как точки, в которой сконцентрированы достопримечательности, отели и рестораны.
— Надо использовать рекламные и информационные туры, чтобы турпрофи и журналисты могли рассказать аудитории в своих регионах о возможностях Самары. При этом сделать акцент на продвижении в Сети. То, что мы сейчас видим в сфере бронирования, говорит о массовом использовании онлайн-сервисов. Это максимально востребованный канал коммуникации у самих туристов, — отметил Михаил Мальцев.
С ним согласна директор «Самараинтур С» Серафима Сегал. Руководитель туристической компании убеждена, что именно грамотное продвижение региона позволит привлечь целевую аудиторию и повысить туристический статус. Один из способов рассказать о губернии на федеральном уровне — участие представителей местного рынка в столичных выставках. К тому же сейчас региональный департамент туризма обеспечивает такую возможность в рамках объединенного стенда Самарской области. Также эксперт отмечает необходимость расширить границы туристического сезона за счет создания новых объектов.
— Нужно признать, что у нас очень короткий сезон. В лучшем случае — с мая по сентябрь, но, как правило, это всего три летних месяца. Нам не хватает зимней инфраструктуры, есть горнолыжные комплексы, но рядом с ними нет отелей, а это могло бы принести нам еще и статус горнолыжного курорта, — подытожила Серафима Сегал.
Возрастное ограничение: 0+