Город обзор

Надоедают и пугают. Разбор: кто и зачем звонит жителям Самары и бросает трубку

Мы поговорили с экспертами и узнали, можно ли избавиться от назойливых звонков

Навязчивые звонки провоцируют людей на гнев и раздражение

Жители Самарской области недоумевают — кто-то постоянно звонит, но говорить не хочет. Речь идет о новом явлении: на сотовые телефоны поступает вызов, а как только человек берет трубку — вызов сразу сбрасывается, как будто автоматически. При этом количество таких звонков действительно может вывести из себя даже самого стрессоустойчивого абонента. Одним это мешает, других — пугает, а третьим просто интересно, кто и зачем это делает. Мы поговорили с экспертами и представителями сотовых операторов, чтобы узнать, кто и зачем совершает эти спам-звонки, а также как от этого избавиться.

Пожалуй, почти у каждого в окружении найдется знакомый, кто хоть раз жаловался на надоедливые звонки с незнакомых номеров. Однако последние несколько месяцев это начало настораживать — слишком уж большой масштаб приобрело это явление.

— Спамеры звонят и без того часто. То предлагают посетить бесплатные процедуры, то пройти медобследование, то опрос. Если это было понятно — часть маркетинга, то звонки-сбросы немного пугают. Невольно начинаешь беспокоиться о безопасности. Все-таки на телефоне есть доступ к банковской системе, карточкам, персональным данным. Но в черный список добавлять номера бесполезно: каждый раз звонки поступают с разных номеров, — рассказала жительница Самары Алина Петрова.

— Я понимаю, что, если не раскрываю в разговоре секретную информацию, номера карт, коды, — я в безопасности. Но, согласитесь, странно, что постоянно звонят и сбрасывают. Мало ли что могли придумать мошенники еще, хочется понять, как и для чего это делается, — поделился своим мнением читатель 63.RU.

В ловушке у магазинов

Часто крупные и не очень магазины для того, чтобы заручиться лояльностью покупателей, подключают их к системе информирования о скидках и акциях. Обычно процедура состоит из заполнения анкеты и выдачи дисконтной карты. Однако стоит обратить внимание на то, какие пункты в бланке вы заполняете.

Там есть строчка о согласии на передачу своих персональных данных третьим лицам, а также — на получение информации о продуктах и акциях. Соответственно, человек попадает в некую рекламную базу, и тут уже от новостей о новых шампунях и скидке на макароны не отвертеться. Правда, можно пойти на обратную «сделку» и написать отказ от предоставления этих данных.

— Минимальную базу, например на 5 тысяч номеров, можно купить за вполне скромную сумму — от 2,5 тысячи рублей. Но те, кто покупает и продает такие базы данных, стараются держать их в более-менее актуальном состоянии. Как минимум проверяют, что телефоны не отключены. Для этого-то и нужен этот секундный вызов на ваш номер. Поэтому примерно в 30% случаев, если вы перезвоните по незнакомому номеру, в ответ будет тишина. Спамеры могут сказать вам спасибо. Вы только что повысили стоимость их базы, подтвердив, что ваш номер работает и что вы склонны к контактам, — рассказывает Денис Кусков, руководитель информационного агентства TelecomDaily.

«Холодные звонки» и обход спам-контроля

Многие рекламные агенты берут нахрапом, на их профессиональном языке это называется «холодный обзвон». Бывает, вы берете трубку и радушно отвечаете на звонок, а в ответ чересчур бодрый голос автоинформатора рассказывает об акциях. Некоторые компании даже приглашают звезд записать послание своим потенциальным клиентам. Звонят, конечно, не всем подряд, а формируют список из общей базы, исходя из возраста, пола, возможных интересов.

Примечательно, что автозвонки — далеко не роскошь, даже небольшая компания может себе это позволить. Например, подобную программу можно купить, а специалисты готовы сравнительно недорого всё настроить.

Бывает, что таким образом звонят и живые люди, но не стоит доверять и сразу бежать, куда зовут. К сожалению, существует много мошенников, да и тех, кто соблазняет бесплатными услугами, а потом слишком настойчиво склоняет к покупке того, что вам не всегда нужно.

Так зачем звонят и сбрасывают? Одна из версий — обход спам-фильтров. Многие люди перезванивают на номер, который сбросил, а система распознает, что если на номер перезванивают, значит, он принадлежит не злостному спамеру, а человеку.

Звонят для разведки

А те, кто опасается мошенников, делает это совершенно правильно. Оказывается, одна версия не исключает другую, ведь звонить могут как для того, чтобы навязать новый продукт, так и для того, чтобы получить доступ к финансовой информации.

— Если мы говорим о звонках, которые тут же сбрасываются, тут злоумышленники могут преследовать две цели: во-первых, таким способом происходит элементарный отсев. Машина звонит автоматически, и, если вы перезваниваете, она понимает, что номер рабочий, и переводит вас на кол-центр, где уже живые люди разговаривают с вами. Они будут максимально тянуть время, потому что за каждую проговоренную минуту с вас будут снимать деньги. Вторая схема, которая может использоваться мошенниками, схожа с первой. Главная цель — определить, активен ли номер, на который идет звонок. Если вы перезваниваете на пропущенный вызов, злоумышленники понимают, что номер рабочий и можно пойти на контакт. После этого вы попадаете в базу, и вам начинают звонить уже настоящие мошенники. Однозначно сказать, что вам позвонил мошенник, нельзя. Всё зависит от характера звонка. Но если вас набрали и сразу сбросили, то с вероятностью в 99,9% это аферисты. Все-таки если бы это был звонок с целью прорекламировать продукт, то с вами бы продолжили разговор, — пояснил менеджер проектов группы по продуктам информационной безопасности «Ростелекома» Илья Нигматулин.

Неправильный ответ — и денег нет?

«Ни в коем случае не отвечайте на звонок словом "да". Говорите "алло". Иначе мошенники запишут ваш голос, а потом используют, чтобы взять кредит», — часто такие рекомендации можно встретить на интернет-просторах.

Специалисты уверяют, что этот совет бесполезен в хорошем смысле. Никто не может оформить на вас кредит по звонку или перевести себе ваши сбережения. Оказывается, банки используют целый комплекс биометрической информации для идентификации клиента: голос клиента, фото лица, далее специальная программа считывает расстояние от носа до глаз, от носа до губ, что у каждого человека индивидуально. Также возможна запись отпечатков пальцев, рисунка вен ладони, сетчатки глаза и других. При этом при записи голоса используется не одно «да», «готово», «согласен» и другие слова, а специальная последовательность фраз, чисел и так далее. Это уникальный ключ, который невозможно подделать.

Чаще всего жертвами мошенников становятся в силу излишней доверчивости. Вот базовые рекомендации, чтобы не пасть жертвой мошенников:

  • с осторожностью относитесь к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков. Настоящий представитель не будет возражать против завершения разговора, а мошенник приложит все усилия и не побрезгует психологическими уловками, чтобы продолжить разговор;

  • придумывайте кодовое слово таким, чтобы его удобно было произносить в людных местах (чтобы окружающим было трудно понять, что в данный момент вы произносите кодовое слово);

  • не переходите по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах;

  • ни в коем случае никому и никогда не сообщайте CVV и одноразовые коды из СМС или push-уведомлений;

  • в случае любых подозрений немедленно кладите трубку и перезванивайте в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты.

Многие, понимая, что звонят мошенники, подключают чувство юмора

Что говорят операторы сотовой связи

Конечно, максимально прояснить ситуацию с навязчивыми вызовами могут те, кто предоставляет непосредственно услуги связи. Мы обратились за комментариями к самарским представителям федеральных операторов.

— Мошенники используют спам-звонки для распространения рекламы и совершения противоправных действий. Не перезванивайте на неизвестные номера. Обращайте внимание на код страны и города. Мы активно с этим боремся, на текущий момент блокируем около 400 миллионов спам-сообщений в год. Для защиты от спам-звонков у нас есть специальный сервис. Во время входящего вызова абонент видит название компании или предупреждение о нежелательном вызове, если организация была замечена в навязчивых звонках. На официальном портале можно также проверить номер, с которого поступил звонок, увидеть комментарии других абонентов и сообщить о номерах, с которых поступает спам. Также разработали сервис для защиты от мошенников. Система предупредит о подозрительном вызове сотрудникам банка, чтобы они проверили или приостановили операцию до выяснения всех обстоятельств с клиентом. В 2020 году мы предотвратили 1,8 млн мошеннических звонков с подменой телефонного номера на номера различных банков, — рассказали в пресс-службе «Мегафона».

Аналогично к решению этого вопроса подходит и другой оператор.

— Звонить с незнакомых номеров, сбрасывая вызов сразу же после ответа, могут как мошенники, так и компании, продвигающие свои услуги с помощью спам-обзвонов. Перезванивая по таким номерам, вы рискуете как минимум попасть на ненужное вам рекламное сообщение, как максимум — лишиться нескольких сотен рублей. Первое и самое главное правило: если вы хотите избежать нежеланных звонков — не оставлять свой номер телефона третьим лицам. Если же ваш номер уже каким-то образом оказался в базах мошенников или спамеров, используйте специальные сервисы, чтобы себя обезопасить. Есть услуга для блокировки спам-звонков. Если среди звонящих вам появится спамер, система автоматически заблокирует его звонок, а пользователь получит уведомление об этом в SMS, — сообщили в пресс-службе МТС.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления